Разрыв экономического партнерства с Россией означал бы отказ от использования геоэкономического потенциала Эстонии, считает профессор экономики Эрик Терк. В то же время, излишней зависимости следует избегать.
Министр финансов Юрген Лиги заявил, что можно было бы попрощаться с Россией как с экономическим партнером. "Деловые Ведомости" опросили аналитиков, политиков и предпринимателей - возможен ли, по их мнению, разрыв с восточным соседом? Профессор экономики Эрик Терк считает, что полностью отказываться от партнертсва с рисковым соседом не стоит, однако нельзя оказаться в чрезмерной зависимости от России.
Ниже публикуем комментарий Терка:
Я не думаю, что следует навсегда забыть о России как экономическом партнере. Это означало бы, что Эстония декларирует отказ от использования в будущем важной части своего геоэкономического потенциала. Такую жесткую позицию, бесспорно, занимать не стоит.
Но, к сожалению, пока к путинской России приходится относиться как к не очень заслуживающему доверие партнеру, который позволяет себе такие внешнеполитические ходы, терпеть которые Эстония не может. Здесь нет выбора, элементарная логика говорит, что Эстония не может себе позволить оставаться в излишней зависимости от экономических связей с недружелюбным соседом.
На самом деле, большой зависимости эстонской экономики от России и нет. Об этом позаботилась сама Россия, которая уже в ранее проявила себя не заслуживающим доверия партнером. Именно поэтому Эстония не использует столько российского природного газа, сколько она могла бы использовать при нормальных межгосударственных отношениях. Да и эстонские экспортеры не осмеливаются излишне активно разыгрывать карту российского рынка – жизнь их научила этому, и, как правило, они учитывают, что речь идет о рынке с высокой степенью риска. Потому ранимость экономики Эстонии от состояния отношений с Россией сейчас не особенно велика. Да, потеря экспортных рынков причинит какие-то неудобства некоторым секторам нашей экономики. Но наверняка не вызовет фатальных последствий для экономики в целом. А вот как российская экономика переживет ухудшение отношений с Западом , это, как мне кажется, вопрос посерьезней.
Подробнее на ту же тему читайте в свежем выпуске
ДВ.
Похожие статьи
В связи с высказыванием министра финансов Юргена Лиги о том, что о России как об экономическом партнере можно забыть, газета «Деловые Ведомости» обратилась к экономисту Банка Эстонии Каспару Оя с просьбой прокомментировать, насколько экономика Эстонии в реальности завязана на России.
На прошлой неделе министр финансов Юрген Лиги заявил, что Россию можно было бы вовсе вычеркнуть из списка партнеров Эстонии. ДВ спросили у экспертов и предпринимателей, что они думают по этому поводу.
Нам было бы лучше не иметь такого партнера, а тем более еще и соседа, с которым отношения то и дело настолько осложняются, считает аналитик банка LHV Хейдо Витсур. Но действительность такова, что Россия была и остается нашим важным партнером на неопределенное время, признает он.
У каждого торгового партнера своя специфика, и Россия не исключение, признал член парламентской группы поддержки логистики и транзита Денис Бородич. Он считает, что задача государства – предупреждать предпринимателей о рисках, что и сделал Юрген Лиги.
В основу строительного проекта Мустамяэской государственной гимназии (MURG) легла работа «Серебряная стрела, победитель архитектурного конкурса. Это название ассоциируется с остротой, скоростью и точностью, которые важны для достижения успеха в науке и хорошо подходят для школы с уклоном на точные предметы.
Самые читаемые
1
Добавлен ТОП эстонских компаний с крупнейшими убытками
Сейчас в фокусе
Добавлен ТОП эстонских компаний с крупнейшими убытками