Нам было бы лучше не иметь такого партнера, а тем более еще и соседа, с которым отношения то и дело настолько осложняются, считает аналитик банка LHV Хейдо Витсур. Но действительность такова, что Россия была и остается нашим важным партнером на неопределенное время, признает он.
Министр финансов Юрген Лиги заявил, что можно было бы попрощаться с Россией как с экономическим партнером. "Деловые Ведомости" опросили аналитиков, политиков и предпринимателей - возможен ли, по их мнению, разрыв с восточным соседом?
Ниже публикуем комментарий аналитика LHV Хейдо Витсура:
Мы были и остаемся соседями. Кроме того, многие наши граждане имеют родственников и близких по обе стороны границы. Мы хозяйствуем на общих водоемах и совместно пользуемся их запасами (Чудское озеро и Финский залив). Мы совместно несем ответственность за них. И так будет всегда.
Но в данный момент мы должны еще учитывать, что весь потребляемый газ поступает в Эстонию из России, и замена ее другими возможными поставщиками требует много времени и больших инвестиций. Во-вторых, мы связаны с российской энергосистемой (например, для поддержания частоты тока в сети), и отрыв от нее требует опять-таки времени и денег; добавим сюда еще многочисленные соглашения о перевозке товаров, и это уже само по себе уже немало, даже если забыть о туризме и обычном товарообмене.
LHV опять оказался в числе самых больших пессимистов, прогнозируя экономический рост в Эстонии в нынешнем году на уровне 0,4%. Ясно, что в снижении прогноза свою роль сыграли и двусторонние санкции, связанные с Россией. Но основная проблема экономического роста заключается, все-таки, в самой еврозоне и в общем состоянии мировой экономики, которое далеко от блестящего.
Короче говоря, беда в том, что экономико-политические ошибки и промахи при оценке обстановки, допущенные еще до кризиса, до сих пор не изжиты и для их преодоления до сих не найдены удовлетворительные рецепты. Какова роль санкций, введенных Россией, в буреломе проблем и неизвестностей европейской экономики, по моему мнению, достаточно достоверно определить не представляется возможным (разумеется, на эмоциональном уровне и в пропагандистских целях это все время пытаются делать, но из-за большого разброса результатов и различного временного горизонта этими оценками очень трудно пользоваться), однако логика подсказывает, что каждое дополнительное препятствие, а санкции, бесспорно, таковыми являются, на рост влияют негативно.
Похожие статьи
В связи с высказыванием министра финансов Юргена Лиги о том, что о России как об экономическом партнере можно забыть, газета «Деловые Ведомости» обратилась к экономисту Банка Эстонии Каспару Оя с просьбой прокомментировать, насколько экономика Эстонии в реальности завязана на России.
На прошлой неделе министр финансов Юрген Лиги заявил, что Россию можно было бы вовсе вычеркнуть из списка партнеров Эстонии. ДВ спросили у экспертов и предпринимателей, что они думают по этому поводу.
У каждого торгового партнера своя специфика, и Россия не исключение, признал член парламентской группы поддержки логистики и транзита Денис Бородич. Он считает, что задача государства – предупреждать предпринимателей о рисках, что и сделал Юрген Лиги.
Многие семьи в Эстонии порой оказываются в сложных жизненных обстоятельствах. Но даже небольшая помощь способна существенно облегчить их положение и дать надежду на лучшее. В этом году компания
Wallester присоединилась к важной благотворительной инициативе, став партнером фонда
Naerata Ometi. Миссия этой организации проста – не оставлять людей наедине с их бедами.