На прошлой неделе министр финансов Юрген Лиги заявил, что Россию можно было бы вовсе вычеркнуть из списка партнеров Эстонии. ДВ спросили у экспертов и предпринимателей, что они думают по этому поводу.
«По сути, можно было бы вычеркнуть эту страну вообще из списка партнёров – страна нестабильная, ненадёжная и всегда политизирована», - сказал министр Лиги. Однако возможен ли в действительности отказ от торговых отношений с Россией? Мы решили опросить экспертов, предпринимателей и политиков, чтобы узнать, насколько Эстония в реальности связана с российской экономикой, и что мы потеряем, если вздумаем отказаться от торговых уз с восточным соседом?
Вице-председатель финансовой комиссии Рийгикогу Свен Сестер согласен с Лиги в том смысле, что ведение бизнеса в России действительно политизировано.
«Ведение бизнеса в России явно политизировано. Риск потерять капитал, инвестиции и денежные потоки там больше, чем в Европейском Союзе. Безусловно, и эстонские предприниматели делают из этого свои выводы», - сказал он.
Сестер обратил внимание на то, что в течение последних 25 лет доля России в эстонском экспорте значительно снижалась. Он считает, что этому поспособствовала политическая нестабильность, таможенные и юридические барьеры, а также разные ценностные ориентации в политике двух государств. Однако затухающая торговая связь с Россией компенсируется наличием внутреннего европейского рынка.
«В то же время Россия по-прежнему является важным экспортным партнером для Эстонии, поскольку туда направляется 10% эстонской экспортной продукции», - признал Сестер.
В первом полугодии 2014 года экспорт в Россию составил около 614 млн евро, уменьшившись на 6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Как в 2013, так и в 2014 году практически половину экспорта в Россию составляли механические машины, сельскохозяйственная продукция и продукты питания. Сравнивая первое полугодие 2014 года с тем же периодом 2013 года, можно сказать, что на снижение эстонского экспорта в Россию больше всего повлиял экспорт химической промышленности, уменьшившийся на более чем 20 млн евро. Также на снижение экспорта повлияло уменьшение вывоза сельскохозяйственной продукции и продуктов питания (- 12 млн евро).
«Ключевое слово, в связи с Россией – санкции. Россия запретила экспорт животных в марте 2012 года. Санкции на рыбную продукцию были установлены уже во втором полугодии 2013 года, и для части производителей в начале января 2014 года, вместе с запретом на импорт молока и молочных продуктов. Экспорт свинины Россия начала ограничивать с конца 2014 года. Все эти ограничения оказали влияние на эскпорт», - напомнил Сестер.
В то же время Эстония успешно использовала свое географическое положение, признал вице-председатель финансовой комиссии. «Будучи пограничной страной ЕС, Эстония – транзитный коридор, в котором часть экспорта составляет реэкспорт, то есть складирование и последующий вывоз продукции из других стран. Реэкспорт обеспечивает работой сектор перевозок и складирования. В российских поставках реэкспорт на протяжении многих лет играл большую роль. В последнее время товары эстонского происхождения составляли лишь четверть от всего экспорта в Россию», - пояснил Сестер.
Как комментировал свое эмоциональное высказывание сам Лиги, и что думают по этому поводу аналитики и предприниматели? Читайте в завтрашнем номере «Деловых Ведомостей».
Похожие статьи
Наиболее активно товары из Эстонии экспортировались в июле в Швецию (16% от всего экспорта), затем следовали Финляндия (15%) и Латвия (12%). Экспорт в Россию сократился на 19%.
В связи с высказыванием министра финансов Юргена Лиги о том, что о России как об экономическом партнере можно забыть, газета «Деловые Ведомости» обратилась к экономисту Банка Эстонии Каспару Оя с просьбой прокомментировать, насколько экономика Эстонии в реальности завязана на России.
Нам было бы лучше не иметь такого партнера, а тем более еще и соседа, с которым отношения то и дело настолько осложняются, считает аналитик банка LHV Хейдо Витсур. Но действительность такова, что Россия была и остается нашим важным партнером на неопределенное время, признает он.
Министр финансов Юрген Лиги заявил, что Россия – плохой экономический партнёр для Эстонии, поскольку страна нестабильная и всегда политизирована.
Сегодня кажется немыслимым вести деятельность и работать в стране, где нет страхования от безработицы и соответствующего учреждения. Тем не менее, всего несколько десятилетий назад, когда мы начинали выстраивать социальную систему Эстонии, в ее необходимости многие очень сомневались. Однако создатели страхования были убеждены в том, что это действительно важно.