Руководство концерна ответило ДВ в сентябре по поводу проектов в Иордании и США. Напомним ещё раз. На вопросы ответил член правления ЕЕ Маргус Валс.
Хронология
Иорданский проект
2006 г. – инициирование инвестиций в Иорданию. В ноябре 2006 г. EE купила 76% акций Oil Shale Energy of Jordan (OSEJ) и обязалась в течение 18 месяцев определить рентабельность производства сланцевого масла.2008 г. – совет ЕЕ уполномочил правление на подписание с Иорданским королевством договора о строительстве электростанции. Предполагалось, что переработка сланца начнётся в 2019 г. в объёме 36 тыс. баррелей синтетической сырой нефти в день. Производство электроэнергии ожидалось начать не позднее 2016 г. с брутто мощностью 600-900 MW.2010 г. – вступил в силу договор концессии, и ЕЕ получила возможность приступить к исследованиям.Совет ЕЕ принял решение продать пакет в размере 65% акций в проекте, с пакетом акций в размере 30% привлекли YTL. Производства электроэнергии и сланцевого масла разделяют по разным проектам.2011-2013 г.г. – геологические исследования и оценки рентабельности.2015 -2016 г.г. – привлечение средств на строительство и решение продать долю участия в проекте.Начало 2017 г. - должен начаться этап строительства.По состоянию на 2016 г. в проекте по производству сланцевого масла EE уменьшила первоначальную долю с 76 до 65%, проектом на сегодня занимаются в минимальном объёме, в т.ч. проводятся переговоры с правительством Иордании об изменении договора концессии.Проект электростанции находится на этапе готовности к строительству. Станция должна быть готова к 2019 г. с брутто-мощностью 554 MW. ЕЕ инвестировала 20,4 млн. евро и уменьшает свою долю участия с 76% до 10%.
Каково состояние проекта в Иордании и какой была отдача от этого проекта?
Иорданский проект продвигается, в мае мы заключили с китайской компанией Yudean акционерное соглашение. Yudean вступит в проект в качестве инвестора с 45% участием. Сейчас мы ждём от правительства Китая окончательного подтверждения предоставляемого китайскими банками финансирования. Более точно сможем сказать после того, как финансирование проекта будет закончено.
Какие финансовые результаты проекта в Юте?
Мы занимаемся получением экологических разрешений. Это была трудоёмкая и требующая времени задача.Кроме того, мы занимаемся улучшением конкурентоспособности технологии и пересмотрели бизнес-план проекта в поиске инженерных решений, снижающих себестоимость конечного продукта. Мы сократили расходы на месте и перевели значительную часть прикладной деятельности в Эстонию.
На какие прогнозы по нефтяным ценам будет опираться EE, чтобы завод Enefit280 не стал «могильником инвестированных средств»?
Eesti Energia опирается на различные внешние и внутренние прогнозы.
Какие инвестиции понадобятся? Будет ли компания привлекать внешних инвесторов?
Сегодня решения об инвестировании в строительство завода по производству масла ещё не принято, поэтому нет смысла спекулировать на эту тему. Когда мы дойдём до этого, то сообщим об источниках финансирования.
Не рассматривается ли возможность выйти на биржу и дать рынку самому определить перспективность таких инвестиций в современных условиях?
Пусть потенциальные акционеры сами оценят, верят ли они в сланцевый сектор, или его время прошло.
Выход на биржу – это одна из возможностей финансирования планов и идей предприятия. Решение о выходе предприятия на биржу принимают собственники. На данный момент производство электроэнергии из сланца является конкурентоспособным, и нельзя утверждать, что время сланца прошло. В начале года Нарвские электростанции поставили рекорд по производству электроэнергии за последние 25 лет.
Также в прошлом месяце мы произвели более 800 гВт/ч электричества. В последние годы такие объёмы были характерны больше для зимних месяцев. Мы много инвестировали в модернизацию производства, и наши производственные мощности отвечают всем экологическим требованиям ЕС. Активные залежи сланцевого масла в Эстонии составляют более 1 млрд. тонн, и их нужно переработать максимально эффективно. По данным Eurostat, сланцевая энергетика сделала Эстонию самой энергетически независимой страной ЕС и составляет около 4-5% от ВВП страны. Это много.
Напомним, что госконтроль установил, что инвестирование государственных средств в зарубежные проекты происходило не достаточно продуманно и содержало излишние риски. Проведённый Государственным контролем аудит проектов Eesti Energia в Иордании и штате Юта (США) показал, что нашему государству необходимо единое видение того, на каких условиях принадлежащие государству коммерческие товарищества могут инвестировать средства в зарубежные проекты. Подробнее об этом читайте здесь.
Autor: Анастасия Тидо
Похожие статьи
Если в январе прошлого года парки ветрогенераторов в Аулепа, Нарве, Палдиски и Виртсу произвели примерно 12,4 гигаватт-часа возобновляемой электроэнергии, то в январе текущего года объем производства составил 21 гигаватт-час. Столько электричества потребляет 8500 средних домохозяйств за год.
На мероприятии по вручению призов в области энергетики Asian Power Awards 2017, прошедшем в Азии, в инновационной категории приза удостоился проект строительства электростанции в Иордании, который базируется на сланцевой технологии Eesti Energia. Концерн Eesti Energia участвует в проекте в сотрудничестве с партнерами из Малайзии и Китая.