Перед конференцией "Северо-Восток - дело тонкое", посвященной ведению бизнеса в Ида-Вирумаа, "Деловые Ведомости" пообщались с предпринимателями региона. Мы попросили бизнесменов рассказать о плюсах и минусах ведения дел на Северо-Востоке, участии государства в делах региона, об ожиданиях от нового правительства, а также о ситуации в различных секторах. Предприниматель в сфере сельского хозяйства, депутат Рийгикогу Мартин Репински рассказал не только о ситуации в родном крае, но и о проблемах. с которыми сейчас приходится сталкиваться сельскохозяйственникам по всей стране.
- Мартин Репински Foto: Andres Haabu
R Capital OU (хутор Конью)
Сфера деятельности: сельское хозяйство
Производит и продаёт цельное козье и коровье молоко
О плюсах и минусах региона: работников много, но каких?
Когда я начинал бизнес, то свободные сельскохозяственные земли были только в Ида-Вирумаа, все остальные были заняты. Сейчас уже и здесь свободных земель нет. Сельскохозяйственный бизнес для этого региона редкость, поэтому при открытии фермы к нам было повышенное внимание.
Ещё один плюс региона – относительно много свободной рабочей силы, потому что безработица здесь на высоком уровне.
Однако в случае с рабочей силой есть и минусы. Много людей можно взять на работу, однако профессионалов очень мало. Исторически сложилось, что это производственный регион, и поэтому очень сложно найти людей с опытом работы в сельском хозяйстве.
Минусом является и удалённость от Таллинна. Таллинн – наш основной рынок сбыта, и если бы мы были ближе к нему, то логистически это было бы дешевле. Но зато близость к Питеру – потенциальный плюс. Можно помечтать и представить, что российский рынок вновь откроется.
О роли государства: сельское хозяйство страдает
Существенной поддержки региона со стороны государства за последний год я не заметил. Да, наша фирма получала достаточно большую поддержку, мы получали и европейские деньги. Но в последнее время сельское хозяйство в целом очень сильно пострадало от санкций. Жаль, что смешивают геополитику и экономику.
Что касается проблем сельского хозяйства, то меньше всего пока пострадал сектор зерновых. Сектор свиноводства очень сильно пострадал из-за запрета ввоза живых свиней в Россию, из-за этого пострадало много наших фирм. Сильно пострадал и молочный сектор. Во-первых, потому что цена на молоко снизилась из-за санкций, во-вторых, потому что в ЕС сняли квоты на молоко, и из-за этого цена на молоко тоже покатилась вниз. И в-третьих, штрафы на квоты: эстонские фермеры готовились к тому, что квоты прекратят существование, и увеличивали фермы кто как мог, так как это единственная возможность снизить себестоимость продукции. Из-за этого в прошлом году был перерасход квоты, и теперь предприниматели Эстонии должны платить штраф.
Фирмы, базирующиеся на иностранном капитале, будут просто ждать лучших времён, потому что у них есть постороннее финансирование. Если фирма занимается выращиванием зерна и животноводством, то многие уменьшают поголовье и переходят на выращивание зерна. Никто не верит, что в ближайшее время цена на молоко увеличится. Выход на японский рынок в лучшем случае оставит цену на молоко на том же уровне.
Об ожиданиях: лучше давать фирмам кредиты, а не дотации
Учитывая, что Латвия ввела налоговую льготу для микропредприятий и многие предприниматели взвешивают возможность перевода фирмы в Латвию, нам тоже нужно подумать о том, как привлекать инвесторов и сделать так, чтобы оттока предприятий не произошло.
Важно, чтобы все инвестиции направлялись в нужное русло, мы же знаем, сколько махинаций с этим происходит. Сейчас министерство сельского хозяйства взяло курс на снижение дотаций и увеличение возвратных дотаций. Эдакие беспроцентные кредиты, которые подстегнут ходатайствовать именно действующих предпринимателей. Тогда человек будет думать, во что нужно инвестировать, чтобы была вероятность вернуть заёмные деньги, а не смотреть, на что есть возможность получить «халявные деньги». Я не осуждаю таких предпринимателей – реальность такова, что евродотации заставляют нас заниматься не тем, что действительно приносит доход, а тем, подо что можно получить средства.
Мне бы очень хотелось, чтобы предприниматели более активно себя проявляли. Часто люди просто не верят, что что-то можно изменить. Но дискуссия возможна. Если же все решения принимаются на политическом уровне, без активного участия предпринимателей и экспертов, то могут быть негативные последствия
Autor: Полина Волкова
Похожие статьи
В преддверии конференции ДВ "Северо-Восток - дело тонкое", которая пройдет завтра в Нарве, мы пообщались с предпринимателями Ида-Вирумаа, чтобы узнать о настроениях и ситуации в регионе.
Хотите выпить вина с самыми именитыми предпринимателями страны?
Начиная с августа прошлого года 31 молочная ферма Эстонии завершила работу или объявила о закрытии. По данным Ассоциация животноводов Эстонии, на этих фермах насчитывается около 4100 дойных коров – то есть 5% от всего молочного скота Эстонии.
Говоря об Ида-Вирумаа, чиновники, как правило, много и уверенно рассуждают о «потенциале» и «перспективах». Графики официальной статистики, напротив, уверенности не вселяют. Чтобы узнать всю правду об Ида-Вирумаа, в преддверии конференции "Северо-Восток - дело тонкое" мы решили не обращаться ни к тем, ни к другим, а попросили предпринимателей Северо-Востока самим рассказать о ситуации в регионе, его трудностях и радостях.
20 мая 2015 года состоится бизнес-конференция в Ида-Вирумаа: «Северо-Восток – дело тонкое».