Сколько нужно человек, чтобы поднять
настоящее восстание? Три: два будут драться, а один – снимать это. Нанять
несколько «гопников», которые будут задирать полицейский, легко.
Именно это волнует эстонцев в приближении годовщины прошлогодних волнений, связанных с переносом «бронзового солдата», пишет
biznews.lv со ссылкой на Economist.com.
Мало кто может, оглянувшись назад, признать, что «все сделал правильно». Эстонские политики использовали неудачную риторику и немного поспешили с переносом памятника. Это спровоцировало (возможно, не без поддержки Кремля) худшие в истории Эстонии беспорядки.
Сейчас памятник занял «величавую» и «выдающуюся» позицию на многонациональном военном кладбище. Но Кремль это не успокоило. Кажется, он вновь «запускает» антиэстонскую и антилатвийскую пропаганду.
На саммите НАТО в Бухаресте президент РФ Владимир Путин обвинил альянс в том, что он до сих пор не может заставить две страны предоставить равные права «русским» (то есть советским иммигрантам), проживающим на территории двух стран.
Но этот вопрос не удастся решить «аккуратно». Самое справедливое решение в отношении «неграждан», которых в Латвии насчитывается около 300 тысяч, а в Эстонии – около 100 тысяч, было бы провести автоматическую натурализацию. Возможно, сейчас это было бы более «удобоваримо» для двух стран, чем в 90-х годах, когда новорожденная государственность была гораздо более уязвимая.
Однако это было бы несправедливо по отношению к тем людям, которые больше всего пострадали от разрушительной оккупации, которая началась в 1940. Граждане довоенных республик и их потомки были близки к тому, чтобы стать меньшинством в собственных странах к 1991 году.
Вопрос постепенно решится сам собой – благодаря беспощадному пост-советскому уровню смертности населения. Но сейчас хорошего решения проблемы никто не придумал. Возможно, можно было бы вложить больше денег и усилий в то, чтобы стимулировать неграждан принять гражданство (сдать экзамен на госязык). Это уже сделали десятки тысяч человек.
Второй вариант – продолжать нынешнюю политику. Однако по мере того, как давление со стороны России будет расти, придется прилагать больше усилий.
Третий вариант – провести радикальные перемены, либерализовав закон о гражданстве. Однако с этим связана одна опасность: Кремль «проглотит» это, «облизнется» и потребует следующий шаг: признание русского официальным языком.
Главный недостаток балтийских государств на данный момент – отсутствие политического видения и воображения. Это касается как решения внутренних проблем (включая интеграцию неграждан), так и принятие инициативы за пределами страны.
Хорошо было бы представить следующее: вместо того, чтобы сидеть и бояться того, что же такого Кремль со своими соратниками запланировал на годовщину переноса памятника, команда эстонских воинов информатики с горящими глазами планировали бы несколько продуманных, остроумных и сенсационных ходов, которые бы загнали оппозицию Москвы в тупик.
Но особенно не надейтесь, заключает Economist.com.
Похожие статьи
31 января состоится День цифровой уборки компании Telia. Давайте вспомним, как в этом году Силы обороны Эстонии провели цифровую уборку, в ходе которой из ИТ-систем и устройств были удалены десятки терабайт цифрового мусора.