В эстонских компаниях продолжает процветать гендерное неравенство - об этом свидетельствуют
данные Департамента статистики. Так, в 2019 году средняя брутто-зарплата женщин в Эстонии была в среднем на 17,1% ниже, чем у мужчин – это самый высокий показатель в ЕС.
- Член правления ESPAK NARVA AS Сергей Хийску Foto: Частный архив
Страны Евросоюза пытаются бороться с гендерным неравенством на работе различными методами, в том числе законодательно. Так, в Германии партии правящей коалиции недавно договорились о введении обязательных квот на женщин в правлении биржевых компаний,
пишет Financial Times.
По данным Европейского института по вопросам гендерного равенства (EIGE), Эстония в 2019 году заняла всего лишь 17 место среди стран ЕС в ежегодном индексе гендерного равенства, при этом доля женщин в советах директоров крупнейших публичных компаний страны в период с 2005 по 2018 годы снизилась с 13% до 8%.
«Деловые ведомости» провели опрос среди предпринимателей и руководителей, представляющих различные сферы экономики.
Вопросы, которые мы задавали:
•Как бороться с гендерным неравенством на работе? Что для этого могут и должны делать руководители предприятий?
•Необходимы ли в нашей стране квоты на женщин в руководстве компаний? Нужно ли вообще этот вопрос как-то регулировать?
•Почему женщины в Эстонии во многих отраслях до сих пор получают меньше мужчин?
Сергей Хийску, член правления ESPAK NARVA AS
Чтобы входить в правление или совет крупных (и не очень) компаний, для начала, я считаю, нужно обладать каким–то определенным уровнем подготовки и знаний. Для специалиста высокого уровня в целом нет проблем стать одним из руководителей, вне зависимости от гендерной принадлежности.
Если мы говорим о неравенстве в оплате труда, вопрос обычно в другом. У меня на предприятии, например, в одном отделе работают мужчина и женщина. Их труд связан с определенной физической нагрузкой. И девушка, которая работает в этом отделе, не может, в отличие от мужчины, самостоятельно погрузить или разгрузить какие–то тяжелые вещи.
Вот на такой работе мужчина получает, естественно, побольше. Не намного, но разница в оплате труда есть. Что касается руководителей отделов (на этой должности на моем предприятии работают двое мужчин и две женщины), то у них зарплата абсолютно одинаковая. Для меня не играет роли, мужчина это или женщина – важен результат.
Я не согласен с рассуждениями по поводу того, что женщины в менеджменте, якобы, обладают более гибким и мягким стилем руководства, или что их присутствие в составе правления что–то принципиально меняет.
По моим наблюдениям, как раз наоборот: у женщин-руководителей часто имеется собственная твердая точка зрения, и их крайне сложно в чем–то переубедить. Но при этом они очень исполнительны и, в отличие от многих мужчин, приступают к решению поставленных задач сразу, действуют методично и последовательно.
Насколько я знаю, разница в оплате труда мужчин и женщин особенно сильно ощущается там, где есть неквалифицированный труд – скажем, на сортировке, упаковке, сборке, куда часто идут женщины в возрасте, которым сложно найти какую–то другую работу. И они согласны на любую зарплату, лишь бы взяли. Мужчине в этом плане может быть несколько проще: даже при наличии образования он теоретически может заниматься и умственной, и тяжелой физической работой, если он этого не боится.
Я не исключаю, что существуют какие-то работодатели, которые намеренно предлагают женщинам более низкую зарплату, пытаясь таким образом сэкономить на рабочей силе, злоупотребляют ситуацией на рынке труда на фоне сокращений и растущей безработицы. Опять же, это все–таки больше касается неквалифицированного труда.
Однако подобная практика может выйти руководителю боком: сотрудник или сотрудница, которым платят откровенно мало или же меньше других, не станут дорожить своим рабочим местом и при первой же возможности уйдут к тому, кто посулит им немного больше. Это даже не вопрос гендерного равенства: любой человек должен получать в своей отрасли достойную заработную плату – лишь тогда он будет ценить свою работу и свою компанию.
Похожие статьи
У компаний с мужским составом совета директоров финансовые результаты ниже, чем у компаний, где женщины входят в состав совета. Об этом говорится в исследовании "Анализ показателей разнородности совета директоров", предоставленном Reuters.
Не так давно в прессе прошло сообщение, что два предприятия не получили торговые лицензии для выхода на биржу First North, но в противовес есть и другой пример – это фирма AS Madara Cosmetics, планирующая привлечь 3 миллиона евро.
Министр по вопросам детства, попечения стариков и министр по вопросам гендерного равноправия Оса Регнер (Asa Regner), входящая в состав «феминистского» правительства Швеции, сказала газете Aripaev, что защита прав женщин для её правительства — вовсе не экстремальный шаг.