В эстонских компаниях продолжает процветать гендерное неравенство - об этом свидетельствуют
данные Департамента статистики. Так, в 2019 году средняя брутто-зарплата женщин в Эстонии была в среднем на 17,1% ниже, чем у мужчин – это самый высокий показатель в ЕС.
- Полный пайщик и главный редактор Prospekt-Media UÜ Татьяна Завьялова. Foto: Частный архив
Страны Евросоюза пытаются бороться с гендерным неравенством на работе различными методами, в том числе законодательно. Так, в Германии партии правящей коалиции недавно договорились о введении обязательных квот на женщин в правлении биржевых компаний,
пишет Financial Times.
По данным Европейского института по вопросам гендерного равенства (EIGE), Эстония в 2019 году заняла всего лишь 17 место среди стран ЕС в ежегодном индексе гендерного равенства, при этом доля женщин в советах директоров крупнейших публичных компаний страны в период с 2005 по 2018 годы снизилась с 13% до 8%.
«Деловые ведомости» провели опрос среди предпринимателей и руководителей, представляющих различные сферы экономики.
Вопросы, которые мы задавали:
•Как бороться с гендерным неравенством на работе? Что для этого могут и должны делать руководители предприятий?
•Необходимы ли в нашей стране квоты на женщин в руководстве компаний? Нужно ли вообще этот вопрос как-то регулировать?
•Почему женщины в Эстонии во многих отраслях до сих пор получают меньше мужчин?
Татьяна Завьялова, полный пайщик и главный редактор Prospekt-Media UÜ
Скажу о своей фирме: мы уже 20 лет работаем одной и той же командой, в основном женской. За это время мы видели не раз, как появляются и исчезают самые разные издания, в том числе и интересные, и, казалось бы, вполне перспективные. Мы же многие годы сохраняем свои позиции в газетном бизнесе – и это говорит о том, что женщины могут многое.
Женщины очень ответственны. Они привыкли не просто работать – они готовы работать много, порой даже жертвуя собственным временем, понимая, что есть задача – и ее нужно выполнять. В редакции, где большинство всегда составляли и составляют женщины, наша задача как раз в обратном – мы стараемся сделать так, чтобы в нашем коллективе были представлены и мужчины тоже.
Чисто по-человечески мне всегда хочется, чтобы работа мужчины лучше вознаграждалась. Это и в природе заложено, и жизнь так организована: мужчина –добытчик, он отвечает за свою семью. Если в силу каких–то обстоятельств мужчина чувствует, что никакой он не добытчик, это негативно сказывается на его жизненных установках, в результате страдает как сам человек, так и общество в целом.
Может быть, странно услышать подобное из моих уст, поскольку я сама являюсь руководителем, но мне кажется, что женщинам все-таки нужно больше заниматься семьей, детьми, нежели стремиться к лидерству на рабочем месте. Я бы сама хотела уделять собственной семье и близким значительно больше времени, нежели могу позволить сейчас, или, скажем, иметь не двух детей, а трех или даже четырех.
Я иногда по–хорошему завидую своим подчиненным-женщинам, потому что у них для этого гораздо больше возможностей. У них нет стольких забот и проблем, сколько выпадает на долю руководителя: это иной, значительно более высокий уровень стресса и ответственности.
Для молодых людей, в том числе для молодых женщин, в последние годы значительно большую роль стала играть карьера. О создании полноценной крепкой семьи они задумываются сегодня, как мне кажется, значительно реже. Работа стала для женщин очень серьезным средством самореализации.
Тем не менее, я считаю, что не нужно ничего в этой области регулировать искусственно: если работник толковый, то ни один здравомыслящий работодатель не откажется от того, чтобы выдвинуть его в руководство или на более высокую позицию, или же поднять ему зарплату – и не важно, речь идет о мужчине или о женщине. От этого всем только польза, и фирме тоже.
Мне кажется, у каждого из нас – и у мужчин, и у женщин – есть собственная миссия, собственная общественная функция. А жизнь и рынок сами все расставят по местам.
Похожие статьи
У компаний с мужским составом совета директоров финансовые результаты ниже, чем у компаний, где женщины входят в состав совета. Об этом говорится в исследовании "Анализ показателей разнородности совета директоров", предоставленном Reuters.
Не так давно в прессе прошло сообщение, что два предприятия не получили торговые лицензии для выхода на биржу First North, но в противовес есть и другой пример – это фирма AS Madara Cosmetics, планирующая привлечь 3 миллиона евро.
Министр по вопросам детства, попечения стариков и министр по вопросам гендерного равноправия Оса Регнер (Asa Regner), входящая в состав «феминистского» правительства Швеции, сказала газете Aripaev, что защита прав женщин для её правительства — вовсе не экстремальный шаг.