В эстонских компаниях продолжает процветать гендерное неравенство - об этом свидетельствуют
данные Департамента статистики. Так, в 2019 году средняя брутто-зарплата женщин в Эстонии была в среднем на 17,1% ниже, чем у мужчин – это самый высокий показатель в ЕС.
- Руководитель стартапа Н2Н Михаил Гриньков Foto: Частный архив
Страны Евросоюза пытаются бороться с гендерным неравенством на работе различными методами, в том числе законодательно. Например, в Германии партии правящей коалиции недавно договорились о введении обязательных квот на женщин в правлении биржевых компаний,
пишет Financial Times.
По данным Европейского института по вопросам гендерного равенства (EIGE), Эстония в 2019 году заняла всего лишь 17 место среди стран ЕС в ежегодном индексе гендерного равенства, при этом доля женщин в советах директоров крупнейших публичных компаний страны в период с 2005 по 2018 годы снизилась с 13% до 8%.
«Деловые ведомости» провели опрос среди предпринимателей и руководителей, представляющих различные сферы экономики.
Вопросы, которые мы задавали:
•Как бороться с гендерным неравенством на работе? Что для этого могут и должны делать руководители предприятий?
•Необходимы ли в нашей стране квоты на женщин в руководстве компаний? Нужно ли вообще этот вопрос как-то регулировать?
•Почему женщины в Эстонии во многих отраслях до сих пор получают меньше мужчин?
Михаил Гриньков, руководитель стартапа H2H
В стартапе H2H – мы занимаемся разработкой системы для быстрого поиска персонала – женщины составляют почти 40% от общей численности сотрудников. В руководстве они, к сожалению, пока не представлены, так как в правление нашего небольшого предприятия входит пока только один человек. При этом они являются ценнейшими сотрудниками, ведущими в своих областях специалистами, и их работа оценена по достоинству.
Квоты на женщин в правлении – это опасная дорожка. Вообще любой вопрос регулирования необходимо рассматривать с большой осторожностью, будь то вопрос регулирования какого-либо сектора экономики или, например, вот такие предложения о введения гендерных, расовых или любых других квот.
Необходимо рассматривать гендерный вопрос в рамках вопроса универсальной справедливости - в Эстонии зафиксирован высочайший разрыв в зарплатах между мужчинами и женщинами. При этом не будем забывать, что на плечи последних, кроме выполнения рабочих задач, ложатся и основные заботы по воспитанию детей.
Что мы можем с этим сделать? Платить честно. Надо научиться обсуждать наши зарплаты, не табуировать эту тему, и тогда атмосфера рынка труда станет чище.
Нельзя обойти вниманием и другие проблемы неравенства - русскоязычные также получают зарплаты меньшее, нежели эстонцы. Если мы введем одну квоту, то логика требует и введения всех остальных квот, а на это мы, конечно, пойти не сможем.
Регулировать этот вопрос должно само общество. Механизмы для этого также есть и у государства, и у третьего сектора - отмечая бизнесмена, уделяющего внимание вопросам равенства, соответствующей премией, мы посылаем обществу четкий сигнал. Свой вклад в общее дело могут вносить и журналисты, клеймя одних и восхваляя других.
Такие мягкие меры могут помочь переломить позорную, откровенно говоря, ситуацию. Да это займет время, но складывавшуюся столетиями ситуацию невозможно исправить одним удачным законом.
В эффективность прямых квот и ограничений я не верю. Их введение может привести к появлению различных уловок - первым приходит в голову появление института «зицпредседательниц», которые будут входить в руководство сразу десятка предприятий, и по бумагам у нас будет все прекрасно, а на деле все останется как было.
Похожие статьи
У компаний с мужским составом совета директоров финансовые результаты ниже, чем у компаний, где женщины входят в состав совета. Об этом говорится в исследовании "Анализ показателей разнородности совета директоров", предоставленном Reuters.
Не так давно в прессе прошло сообщение, что два предприятия не получили торговые лицензии для выхода на биржу First North, но в противовес есть и другой пример – это фирма AS Madara Cosmetics, планирующая привлечь 3 миллиона евро.
Министр по вопросам детства, попечения стариков и министр по вопросам гендерного равноправия Оса Регнер (Asa Regner), входящая в состав «феминистского» правительства Швеции, сказала газете Aripaev, что защита прав женщин для её правительства — вовсе не экстремальный шаг.