Желание социал-демократов остаться в правительстве оказалось сильнее провозглашаемого ими стремления к переменам.
Совет Социал-демократической партии проголосовал за то, чтобы остаться в правящей коалиции, хотя и сделал это отнюдь не единогласно – 35 голосами против 25. Таким образом, социал-демократы сохранили не только своё присутствие в правящем союзе, но и спасли сам союз, и осень не оказалась для него роковой. У любого решения есть своя цена, и цена компромисса, на который пошли соцдемы, оказалась достаточно высокой, о чём свидетельствует хотя бы уход из правительства министра предпринимательства Урве Пало и её заявление в связи с этим.
Оценки наблюдателей, в т.ч. и автора этих строк, полагавших, что правящая коалиция, скорее всего, продержится до осени, базировались на ряде сложившихся летом обстоятельств. Прежде всего это был решительный и поддержанный однопартийцами настрой тогдашнего заместителя, а ныне председателя Социал-демократической партии Евгения Осиновского на пересмотр коалиционного договора. Соцдемы выдвинули несколько десятков конкретных требований, многие из которых были явно не по душе их партнёрам (не говоря уже о том, что они не были в восторге от самой идеи пересмотра соглашения), а против некоторых они выступили по принципу известного чеховского героя - «этого не может быть потому, что этого не может быть никогда». Ещё одна причина осеннего deadline’а состояла в том, что к осени должна была решиться судьба лидерства в Центристской партии: предполагавшийся тогда вероятный отход от дел Эдгара Сависаара развязал бы руки другим партиям, в т.ч. и социал-демократам, и открыл бы намного больший простор для маневрирования на политическом поле. Но не случилось, и даже если бы соцдемы согласились на альянс с сависааровской партией, союзников им было бы не найти. Разве что EKRE, не к ночи будь помянута.
Уходить же в оппозицию партийному руководству, видать, ой как не хотелось. Вот и пришлось делать вид, что переговоры об изменении коалиционного договора увенчались победой. Хотя если посмотреть, что там получилось в сухом остатке, то повода бить в литавры нет. Окончательный вариант больше напоминает скроенный по лекалам реформистов протокол о намерениях, включая и вообще отнесённое к предмету будущих переговоров главное требование: о повышении до 400 евро не облагаемого минимума дохода за счёт повышения ставки подоходного налога. А ведь социал-демократы торжественно клялись не отступать от него! Но в результате, как писал ещё один классик, Салтыков-Щедрин, «люди добрые кровопролития ждали, а он чижика съел».
Коалиция, действующая под девизом «менять так, чтобы ничего не менялось», благополучно сохранилась, шанс на какое-то обновление политики опять упущен, а Социал-демократическую партию, скорее всего, ждут внутренний конфликт и очередной кризис идентичности.
Похожие статьи
Руководство Социал-демократической партии (SDE ) приняло решение выдвинуть в качестве кандидата на пост министра здоровья и работы Евгения Осиновского, кандидата на пост министра предпринимательства – Лийзу Овийр и министра обороны – Ханнеса Хансо.
Заявив об упущенном шансе создать левую коалицию, Эдгар Сависаар скромно умолчал о собственном вкладе в это упущение.
Министр обороны Свен Миксер, который был вынужден покинуть правительство, не поддерживает выбор министров, который был сделан председателем партии Евгением Осиновским.
Если ещё несколько дней назад СМИ и политики строили предположения по поводу того, какой министерский портфель захочет получить себе Евгений Осиновский, то сегодня они гадают о том, почему портфелями распорядились именно так.