Опубликованное в прошлом номере ДВ сообщение об изменении нормы насчёт безналогового процента по кредитам, выданным работникам фирмы, вызвало поток вопросов.
Сейчас в 48-й статье Закона о подоходном налоге (где речь идёт о специальных льготах) есть (и будет работать до конца года) простенькая норма 6-го пункта 4-й статьи, где сказано: «спецльгота, среди прочего - предоставление кредита со ставкой интресса, ниже установленной министром финансов». В постановлении министра финансов действует ставка 0,5%.
С 1 января в соответствии с принятым 1 июля с.г. Законом об изменении Закона о подоходном налоге, Закона о социальном налоге и Закона о фонде Eesti Kultuurkapital этот пункт изменяется следующим образом: «спецльгота, среди прочего - предоставление кредита по процентной ставке ниже рыночных условий, за исключением случая, когда процент в момент его уплаты равен как минимум двукратной последней опубликованной процентной ставке по статье 94 части 2 Закона об обязательственном праве». А в этом законе по поводу кредитного процента сказано, что процентной ставкой (меняющейся по полугодиям) служит последняя процентная ставка, применяемая к основным операциям Европейского банка по рефинансированию до 1 января и 1 июля каждого года, и эту ставку Банк Эстонии публикует в издании Ametlikud Teadaanded. Такой механизм действует и сейчас (о чём говорится в 7-м пункте 4-й части 48-й статьи Закона о подоходном налоге), но он работает для Министерства финансов, которое до налогоплательщиков доводит только итоговую цифру. И существующий порядок вполне налогоплательщиков устраивает.
Но, оказывается, этот порядок не устроил Минфин. В пояснительной записке к изменениям в законе авторы (очевидно, работники Минфина) пожаловались, что формировать такую цифру «довольно трудно, поскольку изменения циклов в экономике сопровождаются и изменением процентных ставок. Так, в 2000-2006 годах ставки снижались с 8% до 3%, в 2008-м повышались до 5%, а в 2009-2010 годах снижались до 2%. То есть это превратилось в технические действия, а не в инструмент эффективного формирования экономической политики».
Из этого объяснения, по мысли авторов «записки», вытекает вывод, что механическую работу незачем делать специалистам по «экономической политике», и как сказано всё в той же записке, «для повышения чувства уверенности налогоплательщика» спецльготой точно не является кредит с процентной ставкой, превышающей двухкратный euribor, за которым надо следить по изданию Ametlikud Teadaanded. Почему сотням бухгалтеров по всей стране это делать разумнее, чем каждые полгода произвести арифметическую операцию за несколько минут специалисту Минфина, - никто из депутатов, читавших «записку», не спросил. Как не спросил и по поводу приведённого там примера: «если, например, процент по кредиту платят в апреле 2014 года, следует оценивать его по данным, опубликованным на 31.12.2013». Между тем в этом примере нашла отражение главная проблема новой нормы (проблемы намного более серьёзной, чем необходимость отслеживать размер euribor).
По тексту записки получается, что при заключении с работником договора кредита необходимо предусматривать на всё время его действия возможность смены процента, чтобы исключить появление специальной льготы, если вдруг euribor вырастет.
Причём возможность смены процента надо предусматривать дважды в год. Это вытекает не только из примера в «записке», но и из слов в принятом тексте Закона о подоходном налоге насчёт «процента в момент его уплаты», а не в момент заключения кредитного договора, как было бы нормально.
Такое обстоятельство делает кредитование работников после 1 января 2015 года довольно хлопотным делом, что обидно, поскольку сегодняшний порядок (при низком действующем безналоговом проценте) для финансово крепких фирм уже стал способом закрепления кадров и участия предприятий в решении денежных проблем сотрудников.
Есть большие сомнения в том, что господа депутаты вникли в суть принятого ими изменения налогового закона в части кредитования работников и в суть последствий, из этого изменения вытекающих. А поскольку в наших реалиях кредитование от фирмы является часто насущной необходимостью, бухгалтерам после 1 января 2015 года придётся и расчётами рыночных условий заниматься, и двойной euribor научиться определять. Ничего не поделаешь - закон есть закон!
Autor: Владимир Вайнгорт
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
31 января состоится День цифровой уборки компании Telia. Давайте вспомним, как в этом году Силы обороны Эстонии провели цифровую уборку, в ходе которой из ИТ-систем и устройств были удалены десятки терабайт цифрового мусора.