Стремление крупных магазинов перейти на стандартизированные тарные ящики принесло бы ощутимую экономию, но производители продуктов питания считают, что им навязывают незапланированные расходы и услуги монополистов.
- Член правления Bepco Маргус Эрм Foto: Андрас Кралла
«Так эти дела не делаются», – сказала глава Союза предприятий пищевой промышленности Эстонии Сирье Потисепп, по словам которой, уже в апреле была сделана попытка назначить конкретную дату, причём через месяц, когда требование к единым ящикам должно войти в силу.
«Так дело не пойдёт», – повторила она.
Другой союз, объединяющий производителей продуктов питания, – Эстонская сельскохозяйственно-торговая палата, – настаивает на том, чтобы для поставщиков был определён разумный переходный период, учитывающий размеры их инвестиций, и он не может быть меньше, чем два года.
Эстонский союз коммерсантов, то есть, крупные сети розничной торговли, уже многие годы добиваются введения единообразных по величине ящиков для всех продуктов питания, по их оценке, это принесло бы выгоду экономическую плюс экологическую. По словам руководителя самой крупной в Эстонии сети магазинов Coop Яануса Виханда, сейчас он не готов дать основательный комментарий, но прикидочно экономия от введения стандарта на ящики в цепочке поставок могла бы доходить до трети её стоимости.
«Зачем это вообще предпринимать? Частично, по той же причине, по которой были введены стандарты килограмма, километра и литра. Или в данной сфере ещё уже – стандарт EUR. Эффективность и экономия за счёт уменьшения нестыковки разных величин тары, важный шаг в охране природы за счёт сокращения использования массы одноразовой тары», – сказал Виханд.
Сама по себе схема оборота единой тары проста. В Эстонии и Балтии этим занимается только фирма Bepco OÜ, которая уже договорилась со многими торговыми сетями об использовании стандартных ящиков. В ящиках, сделанных по одному стандарту производители перевозят товар в центры логистики, оттуда их развозят по магазинам, где Bepco собирает ящики, моет их и снова отвозит производителям.
По словам Виханда, многие производители уже убедились в крайней необходимости такой стандартизации. Сами производители тоже подтверждают, что те, кто перешёл на новую систему, довольны предлагаемой услугой. «В этом смысле с Bepco проблемы нет, она предлагает услугу, и неплохую, – сказала член правления EPKK Тийна Сарон. – Они следят за тем, чтобы у предпринимателя всегда и для любого случая было достаточное количество ящиков, и фирма привозит их потом чистыми обратно. Вопрос встанет, если в процессе останутся только ящики Bepco. Потому как в Эстонии больше никто такой услуги не оказывает», – уточнила она.
Опасаются монополии
На вопрос, что, производители боятся того, что кругооборот тары превратится в монопольный слой между ними и розничными торговцами, а расходы в конечном итоге придётся оплачивать производителям, Сарон ответила, что она не то что боится, а это так и есть. «Если розничные торговцы потребуют использования продукции одного-единственного производителя тары, то это является нарушением честной коммерции, тем более что у производителя этой тары нет конкурентов», – сказала она.
«Абсолютно разделяем это опасение», – поддержала Потисепп, по словам которой, цель благородная и общая, и надо пытаться стандартизировать как можно больше, чтобы добавить эффективности и сократить расходы. «Но если иметь дело с одним монопольным предприятием, то возникает множество вопросов, например, где гарантия того, что не вырастет стоимость аренды», – добавила Потисепп.
Виханд возразил на это, что дело сводится не к выбору одного конкретного поставщика, а к разработке и описанию стандартов, после введения которых на рынке могут появиться и другие фирмы, оказывающие подобные услуги. «Как сегодня есть много предприятий, работающих на основе стандартов EUR», – привёл он пример.
Член правления Bepco Маргус Эрм добавил, что с большим ростом цен не согласились бы и розничные торговцы, так как это неизбежно ведёт и к росту магазинных цен. Никаких иных преимуществ у Bepco нет, кроме как того, что они на рынке первые и пока единственные.
«У нас зарегистрированы дизайнерские решения, визуально в точности такие же ящики делать нельзя, но ни одно предприятие не может запатентовать и размеры, благодаря которым ящики совместимы друг с другом, – сказал Эрм. – Мы готовы заключить договор даже на 20 лет, в котором будет прописано, как может расти цена», – добавил он.
Производителей ждут траты
«На многих предприятиях производственный процесс полностью автоматизирован, это означает, что продукция изготавливается и пакуется в транспортные ящики на линии. Предлагаемые Bepco OÜ ящики совместимы не со всеми линями, и все продукты невозможно паковать в единую тару. Например, при упаковке мягких продуктов – творог, сырки, масло – эта продукция может потерять товарный вид из-за того, что стандартные ящики несовместимы с продукцией производителя», – отметили члены Сельскохозяйственно-торговой палаты.
Одна из основных проблем для производителей состоит в перестройке систем. По части возможных финансовых вложений прогнозы различаются и варьируются как минимум десятикратно. Сельскохозяйственно-торговая палата утверждает, что размер инвестиции в одну упаковочную линию, по словам одного предпринимателя, составляет примерно 1,5 миллиона евро. Потисепп добавила, что по оценке одного из производителей молочной продукции, инвестиции в технологии составляют 1 миллион евро.
Маргус Эрм из Bepco заметил, что они, разумеется, точно отследили, каковы эти траты их клиентов. «К примеру, 100 000 евро заплатил Крууда в молочном производстве Tere, потом ещё купил моечный агрегат, который так и не понадобился», – сказал Эрм. Но даже при максимальных затратах в 100 000 евро, новая система, по его словам, в широком плане и имея в виду экономию других расходов, более чем оправдывает себя.
Если у производителей, со слов Потисепп, стоит вопрос, а сможет ли Bepco поставлять на рынок достаточное количество ящиков, то на это Эрм заверил, что новые ящики изготавливаются на протяжении всего оговорённого переходного этапа, и уже сейчас предприятие в Балтии располагает полутора миллионами ящиков.
Ещё один круг для транспорта
Сельскохозяйственно-торговая палата обратилась со своей озабоченностью во многие министерства и в Департамент конкуренции. По оценке членов палаты, в обороте тары может возникнуть ещё один дополнительный слой, подобно существующим сейчас центрам логистики.
«Логистические услуги сейчас обходятся для предпринимателя в среднем на сумму 10% от товарооборота, это во много раз дороже, чем собственный транспорт предприятия. Кроме того, товары часто едут из одного конца Эстонии в другой, поскольку они обязаны пройти через центр логистики. Если возникнет услуга единой тары, то дополнительно к товарному центру логистики будут созданы тарные центры логистики», – отмечено в письме из палаты.
Не один год занимающийся стандартизацией и повторным пуском в оборот тарных ящиков Маргус Эрм говорит, что такой подход к делу достоин сожаления. Если взять сеть из 200 поставщиков и 200 магазинов, то при промежуточном складировании участники обходятся в год 416 000 ездками, а если каждый поставщик в каждый магазин будет сам возить свой товар, то это составит 10,5 миллионов ездок в год.
Департамент конкуренции рассмотрит ситуацию
Союз предприятий пищевой промышленности надеется найти общий язык с Союзом коммерсантов и вместе создать рабочую группу, Сельскохозяйственно-торговая палата, наоборот, обратилась в Департамент конкуренции. На вопрос, какой видит эту проблему Департамент конкуренции, нам ответили, что комментировать сейчас не могут, так как к ним с этой же темой обратился и Союз коммерсантов Эстонии.
Сельскохозяйственно-торговая палата в дополнение ко всему отметила, что распространилась практика, при которой розничная торговля вводит коэффициент износа поддонов, который поставщику приходится оплачивать каждый месяц, и для части предприятий розничной торговли это превратилось в дополнительный бизнес.
По оценке Департамента конкуренции, данная деятельность в правовом контексте конкуренции проблематичной не является, поскольку ни одна из торговых сетей не доминирует на рынке, и нет сигналов о сговоре торговых сетей по части такой деятельности.
Яанус Виханд собирается категорически опровергнуть слухи о том, что плата за износ поддонов стала для розничных торговцев дополнительной статьёй дохода. По его словам, мы имеем дело с городской легендой, которая неоднократно опровергалась неопровержимыми фактами.