Инвестор Лаури Мейдла, вложивший 99% портфеля акций в бумаги одной компании, делится своей стратегией.
- Инвестор Лаури Мейдла Foto: Raul Mee
Инвестор Лаури Мейдла отличается от многих своих коллег. Он держит 99% своего портфеля акций в бумагах одной компании, не верит в дивидендные акции, вкладывается параллельно в недвижимость, а лучшей инвестицией считает книги.
ДВ расспросили Мейдла о его инвестиционной стратегии.
Во что инвестируете?
Больше всего – в себя. В своё мышление. Вкладываюсь в то, чтобы идти в ногу со временем.
Книги, курсы?
Однозначно. Думаю, что книги – лучшая инвестиция из всех возможных.
Какие посоветуете?
Вчера я ходил в книжный магазин и купил несколько книг по философии. Дисциплины меняются очень быстро. Нужно уметь очень быстро менять своё мышление. В первую очередь, нужно уметь менять философию, а не умение складывать цифры.
Каких философов предпочитаете?
Предпочитаю научный подход. Но любимых философов нет, я везде ищу для себя какие-то мысли.
Из чего состоит ваш портфель акций?
В первую очередь, из акций LHV (по данным Aripaev, их доля в портфеле составляет 99,4% - ДВ), а также инвестиций в недвижимость.
В недвижимость инвестируете напрямую или через фонды?
По большому счёту, напрямую. И ещё я вложился в некоторые стартапы.
Какие?
Plumbr, например.
Чем эта фирма занимается?
По сути они предоставляют такую услугу, что если твой сайт ломается, то система указывает, в чём ошибка. Программисты должны перебирать много строчек кода, чтобы найти баг, а платформа Plumbr показывает, где произошло перенапряжение или что-то подобное.
Почему вы инвестировали именно в эту компанию?
Мне нравятся люди, которые ведут данный бизнес.
Сколько денег вы вложили в LHV?
Трудно сказать. Это внушительная сумма. Я не считал, сколько там всего, но общая сумма точно превышает миллион евро (по данным Aripaev, общий портфель акций Мейдла составляет 1 616 400 евро).
На конференции Инвестора Тоомаса вы сказали, что не любите дивидендные акции. Однако LHV платит дивиденды. Как так?
Тут две вещи. Во-первых, LHV выплачивает в виде дивидендов 25% прибыли. Всё остальное реинвестируется. Во-вторых в 3 или 4 квартале ситуация изменится. Для банков вводится такая мера как авансовый подоходный налог. Они должны будут платить подоходный налог наперёт. Эта мера превратит через несколько лет акции LHV вде-факто дивидендные бумаги. Однако до этого момента ещё далеко. Пройдёт много времени, и акции успеют вырасти во много-много раз.
99% вашего портфеля находится в акциях LHV. Вы явно не верите в диверсификацию.
В акциях у меня её нет. Однако другая часть моего портфеля находится во внебиржевых активах, например, недвижимость.
Объём этих активов выше, чем объём акций?
Да. Так что, на самом деле нельзя сказать, что у меня не всей яйца в одной корзине.
Почему вы не любите дивидендные акции? Tallinna Kaubamaja, Olympic Entertainment Group – стабильные компании, и при этом платят дивиденды.
Они бы выросли ещё сильнее, если бы их не платили.
В чём тогда смысл ведения бизнеса для владельцев?
Вот в этом и проблема... Здесь возникает вот какой вопрос. Если компания выплачивает дивиденды для чтобы владельцам было на что жить, - это одно. Если же, к примеру, Tallink боится постройки туннеля, и поэтому повышает дивиденды, чтобы акции чувствовали себя постабильнее, - это другое.
На какие параметры смотрите при выборе акций?
Самое важное – доверие. Можно ли доверять этим людям. Это свехрважно. У людей может быть самый гениальный бизнес-план, но если они не заслуживают доверия, то инвестировать в их бизнес нельзя. Второй важный критерий: конкурентоспособность. Бизнес-план должен быть нацелен на рост. И третий показатель – цифры.
Чем так понравился LHV?
Весь мой интерес к бирже вырос на форумах LHV. Я их открыл для себя, когда приехал учиться в Таллинн. Там я узнал, что такое Bid, что такое Ask, что такое дивиденды... Я учился, учился и учился, а когда появилась возможность инвестировать в эту компанию, то я понял, что эти люди действительно хотят расти и развивать свой бизнес. Здесь разница вот, в чём. В каком-нибудь большом корпоративном шведском банке люди ищут любую возможность, чтобы ничего не делать. В LHV же, наоборот, ищут любую возможность завоевать новые рынки и привлечь новых клиентов. Эти люди работают сверхурочно. Они мотивированы. Это – сверхважная вещь.
Когда вы выйдете из этой инвестиции?
Честно говоря, надеюсь, что никогда.
В чём тогда смысл?
Однажды с этих акций начнут приходить дивиденды. Часть бумаг, возможно, продам. Это нужно делать время от времени по практическим соображениям (деньги нужны). Но в целом, я надеюсь, что буду держать эту позицию на протяжении 10, 20 лет.
За сколько вы купили акции LHV?
Первые акции я купил за 3 года до IPO. Там цена была где-то 2,75 евро. Потом купил за 3,95. Немножко получил на IPO. И потом много купил уже на бирже. Думаю, что средняя цена где-то 7,5 евро (сейчас акции стоят 10,8 евро – ДВ).
А как вы купили акции до IPO?
LHV делал непубличный offering. Это обычное дело.
На конференции Инвестора Тоомаса вы посоветовали вкладываться в индекс Нигерии. Простите, что?
С большой вероятностью, Нигерия к 2050 году станет третьей страной в мире по численности населения. Сейчас там живут 186 миллионов человек, а согласно самым агрессивным прогнозам, их число достигнет к 2050 году 700 миллионов. Согласно самым консервативным – 300 миллионов.
Но вы там же и сказали, что сейчас страна находится в плачевном состоянии.
Да. Это сверхрискованная инвестиция. Но если там дела начнут улучшаться....
В эту страну лучше вкладываться напрямую или через американские ETF?
Напрямую мы не можем. Это слишком сложно для обычного человека. Придётся через американские ETF.
ТЕРМИН
* ETF – инвестиционный фонд, паи которого торгуются на бирже (примерно, как акции). Фонд может вкладываться в различного рода активы: акции, облигации, сырьё. Часто ETF «торгуют индексы» - т.е. составляют портфель акций, отражающих в совокупности конкретный сектор.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Инвестор Мяртин Кресс 10 лет занимался пенсионными фондами Danske Bank, а теперь инвестирует в дивидендные акции.
Доход от продаж Tallinna Kaubamaja Grupp за 2017 год составил 651,3 миллиона евро, что по сравнению с таким же показателем 2016 года означает рост на 8,8%. Доход от продаж за четвертый квартал превысил показатель прошлого года на 7,4%. Прибыль до налогообложения группы за 2017 год составила 36,5 миллиона евро, и это на 17,8% больше, чем в 2016 году. Прибыль до налогообложения группы в четвертом квартале составила 12,2 миллиона евро.
Статей под заголовком «как стать богатым» в интернете и на страницах периодических изданий можно найти тысячи. Это говорит о том, что огромное число людей пытается отыскать ответ на этот сакраментальный вопрос.
Мадис Мюйр заработал сотни тысяч евро, играя в покер, а затем переключился на инвестирование. ДВ расспросили Мюйра, какую стратегию он использует.
Navalis Group - ведущая компания, работающая в сфере судостроения, судоремонта и сооружения
оффшорных конструкций более 23 лет. В состав
Navalis Group входят несколько компаний, которые успешно и эффективно работают на верфях в Эстонии, Литве, Финляндии, Германии, Нидерландах. Для Navalis Group 2024 год стал очень важным для развития и укрепления позиций на рынке. Компания демонстрировала динамичное развитие, внедряя новые услуги, укрепляя международное сотрудничество и совершенствуя внутренние процессы.