Еще одна большая проблема – это недостатки представленного в договоре технического описания, которое не учитывает важные нюансы (например, увеличение объемов). «Скажем, в практике Государственного суда было разбирательство, в процессе которого выяснилось, что объемы работ по ликвидации одного загрязнения по ходу значительно изменились, и соответственно цена работ тоже. Предвидеть такие изменения в первоначальном договоре не представлялось возможным», - прокомментировала Олтьер.
По словам адвоката, еще одна сложность заключается в том, что при составлении документации заказчик не может предвидеть более эффективные решения, наилучшим образом соответствующие его реальным потребностям. «Чем длительнее период, на который заключается договор, тем больше вероятность того, что на рынке появятся новые инновационные решения, которые вполне можно было бы применить».
Кроме того, на практике достаточно распространена и следующая проблема: нередко в ходе работ выясняется, что определенное архитектурное решение фасада невозможно выполнить на основании первоначального проекта. «Здесь возникает вопрос, кто несет соответствующий риск», - отмечает Олтьер. Особенно часто такие сложности наблюдаются при выполнении реставрационных работ. «На практике в подобных ситуациях используются резервы заказчика». Но и в этом случае, по мнению Олтьер, в документации должны быть определены первоначальные условия применения такого варианта.
Эстония пока придерживается консервативной точки зрения в отношении внесения изменений в договоры о закупках
По словам Бритты Олтьер, с точки зрения директив Европейского союза возможности по внесению изменений в договор о закупках можно условно разделить на три части: во-первых, изменение договора о закупках возможно при условии, что само изменение не является важным. Тут возникает вопрос, что же является важным, и как «измерить» важность изменения. Часть вторая: в директивах приведен иллюстративный перечень тех изменений, при которых не нужно отдельно оценивать степень их важности. И часть третья: договор о закупках можно изменить, если денежная стоимость таких изменений небольшая.
Многие государства Европейского союза уже приняли вышеупомянутые директивы. «Эстония пока придерживается консервативной точки зрения в отношении внесения изменений в договоры о закупках», - отметила Олтьер.
После вступления в силу нового закона появилась своего рода иллюстративный перечень допустимых изменений. «Действительно, в эстонской судебной практике здесь допускались исключения: скажем, судом устанавливалось, что вот эти конкретные изменения, предусмотренные проектом договора о закупках, являются допустимыми. Но с точки зрения теории права вполне можно заявить, что тут речь идет вовсе не об изменениях», - пояснила присяжный адвокат.
Исходя из положений европейских директив, в новом законе также предусмотрена возможность оформления дополнительных заказов на определенных условиях у того же производителя. Это допускается в случае, когда замена подрядчика не представляется возможной. При этом следует помнить, что превышение изначальной стоимости договора допустимо лишь в пределах 50 процентов. «Само по себе это изменение кажется мне разумным», - прокомментировала Олтьер.