Не позавидуешь нынче бухгалтерам, освоившим специальность в «докомпьютерную эру». Получает такой бухгалтер, например, счёт за оказание услуги по размещению веб-страницы от предприятия, зарегистрированного в другой стране (часто даже в стране-офшоре).
- Владимир Вайнгорт
доктор экономических наук, научный
руководитель клуба «Кардис» Foto: dv.ee
И начинает метаться в поисках разъяснений: во-первых, что такое «услуга по размещению веб-страницы» и, во-вторых, как с этим счётом быть в смысле налога с оборота? С первым вопросом, в конце концов, бухгалтер разберётся. А со вторым всё далеко не однозначно.
Здесь важно, что это т. н. электронная услуга, которая попадает под действие четвёртой части второй статьи Закона о налоге с оборота (подробный перечень таких услуг есть на специальном сайте Налогово-таможенного департамента).
Дальнейшее развитие действий по налоговому учёту такой сделки зависит от того, зарегистрирован ли получатель услуги в Эстонии налогообязанным по налогу с оборота или не зарегистрирован. Хуже всего, если этот получатель не является налогообязанным в Эстонии, а оказывающая услугу зарубежная фирма занимается предпринимательством. В таком случае эстонский потребитель услуги вынужден зарегистрироваться в Эстонии ограниченным налогообязанным. Подчеркнём, такая обязанность появляется независимо от цены услуги и с первого дня её получения.Что сие означает? Означает это крайне невыгодную операцию: придётся обложить стоимость приобретения услуги налогом с оборота (по ставке 20%) в соответствии с принципом обратного налогообложения (бухгалтеры наши делать это умеют). А зачесть этот налог наше предприятие не сможет (поскольку оно не налогообязано по НСО, как мы договорились), но перечислить в бюджет налог придётся. Короче говоря, услуга по открытию веб-страницы станет для эстонской неналогообязанной фирмы на 20% дороже. Это касается и любых других электронным способом оказываемых услуг (они названы в пункте 8, части 5, статьи 10 Закона о НСО).
И начинает метаться в поисках разъяснений: во-первых, что такое «услуга по размещению веб-страницы» и, во-вторых, как с этим счётом быть в смысле налога с оборота? С первым вопросом, в конце концов, бухгалтер разберётся. А со вторым всё далеко не однозначно.
есть единственный вариант: стать налогообязанным на основе добровольного собственного заявления (если для того имеются предусмотренные Законом о НСО предпосылки). А для обязанного по налогу с оборота в аналогичной сделке никаких налоговых неприятностей не появится (если, конечно, можно доказать, что услуга связана с предпринимательством эстонской фирмы, но иначе зачем ей веб-страница).А когда удалось зарегистрироваться налогообязанным, надо поспешить сообщить оказывающему услугу партнёру свой номер налогообязанного, тогда счёт будет выставляться со ставкой НСО равной нулю и пометкой, что счёт выставлен в порядке обратного налогообложения.
Беда наших многих бухгалтеров, что они очень приблизительно (а иногда и никак) представляют себе требования Закона о налоге с оборота по части «ограниченного налогообязанного». И это касается не только электронных услуг.
Кстати, если есть желание зарегистрироваться налогообязанным в Эстонии, то сделать это необходимо до 1 января 2018 года, поскольку в следующем году порог для такой регистрации значительно повышается. Он будет составлять 40 000 евро с начала года и до момента обязательной или добровольной регистрации.
Владимир Вайнгорт
доктор экономических наук, научный руководитель клуба «Кардис»
Autor: Владимир Вайнгорт
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Неделю назад правительство Латвии одобрило масштабный проект изменения своей налоговой системы.
С товара, стоящего в рознице меньше двух евро, предприниматель зарабатывает 10 центов прибыли при том, что государство имеет с этого товара во много раз больше, что не может не вызывать негодования производителей.
Эстонский авторынок пятый месяц подряд демонстрирует рост. Правда, если в июне рост был двухзначный, составив 35%, то в июле он уложился в однозначный показатель в 6%.
Для массового сознания от слов «теневая экономика» тянет чем-то криминальным. На самом деле в наших условиях это означает всего лишь сферу честного труда, выполняемого без формализации отношений между заказчиком и исполнителем, когда оплата происходит наличными из рук в руки при том, что никто никаких налогов не платит.
31 января состоится День цифровой уборки компании Telia. Давайте вспомним, как в этом году Силы обороны Эстонии провели цифровую уборку, в ходе которой из ИТ-систем и устройств были удалены десятки терабайт цифрового мусора.