Латвийский налоговый кодекс сложнее эстонского. В нём больше льгот, исключений, нюансов. И это служит постоянным предметом дискуссий и пересмотров. Налоговые инициативы – обычное явление для этой страны.
Латвию часто приводят в пример Эстонии: посмотрите, какие молодцы! Наши соседи постоянно что-то делают, меняют налоговую систему, исправляют, ищут решения. Не то, что мы...
Насколько в реальности оправдана такая бурная налоговая деятельность? Для того, чтобы понять масштаб реформ, на которые способны латвийцы, стоит отметить одно из предполагаемых изменений. Сегодня в Латвии плоский подоходный налог и прогрессивный налог на прирост капитала. Инициаторы реформ хотят сделать так, чтобы стало наоборот. Тем самым, они разом изменят условия сразу для трёх слоёв населения: предпринимателей, работников и инвесторов.
С одной стороны, постоянный пересмотр налоговых правил позволяет надеяться на то, что методом проб и ошибок будет выработана действительно хорошая налоговая система. Гибкость налогообложения позволяет реагировать на проблемы, которые нельзя предусмотреть во время планирования стратегии бюджета и разработки закопроекта. Как знать, может быть, в результате именно латвийцы выработают одну из самых эффективных налоговых систем в мире, и это станет такой же визитной карточкой Латвии, какой стало э-государство для Эстонии?
Однако в краткосрочной перспективе постоянные реформы налоговой системы уже плохо сказываются на иностранных инвестициях.
Что толку с того, что вы вводите льготы или снижаете налоги на 5%, если мы знаем, что уже через 2 года будет вестись активное обсуждение об ужесточении или отмене этих льгот?
Объём прямых иностранных инвестиций в Эстонию составил к 2015 году 17,4 млрд. евро, в Латвию – 7,291 млрд. евро. Разница более чем двукратная, при том, что населения в Латвии в 1,5 раза больше, а остальные условия сопоставимы. Есть несколько причин такого разрыва. Это и уровень жизни, который в Эстонии всегда был выше (что привлекало больше иностранных инвестиций, которые, в свою очередь, ещё больше увеличивали уровень жизни), и коррупция, которая в Латвии выше, и близость к Финляндии и Швеции, менталитет, развитость IT, и многое другое. Однако, в числе прочего, в Эстонии последние 15 лет была гораздо более стабильная (если не вообще ригидная) налоговая система. Причём, даже те редкие изменения, на которые решались наши законодатели (до ноября 2016 года), зачастую не вызывали бурных протестов - так, повышение НСО на 2%, кажется, вообще никто не заметил. В Латвии же всё это время кипела бурная налоговая деятельность. Результат - на «табло» (в виде объёма прямых иностранных инвестиций).
Означает ли это, что Эстония экономически лучше Латвии, а, значит, от опыта налоговой суеты наших соседей нам нужно отмахнуться? Нет.