ДВ спросили у руководителя некоммерческого учреждения ARB Прийта Хумала о целях деятельности «критиков» дороги Rail Baltica.
- руководитель некоммерческого учреждения ARB Прийта Хумала Foto: Scanpix
Поясните, пожалуйста, кто инициировал создание ARB MTU, как были выбраны люди в правление?
На первом открытом собрании люди спрашивали о процессе планирования, о необходимости дороги в предложенном виде. Большинство вопросов остались без ответов. Делопроизводство не казалось заслуживающим доверия, и из таких встреч разных незнакомых людей родилось некоммерческое учреждение. Его члены заботятся о своей земле и о будущем народа. У разных членов ARB есть разные познания в разных областях. Из их познаний и складывается единое целое. При выборе правления исходили из того, у кого есть время, возможность и знания для выполнения этой задачи. Я присоединился к ARB позже, и уже избранное правление сделали мне предложение присоединиться к нему.
Вы лично являетесь специалистом в области логистики, транспорта или железной дороги? Кто анализировал на самом деле отчёт AECOM?
Анализ об ошибках, допущенных в отчёте AECOM, я составил ещё до того, как присоединился к ARB. Рекомендую прочесть исследование и мой анализ. Преимущественно там идёт речь о типовой оценке целесообразности проекта, для понимания которой специальные познания особо не требуются. Я потом, позже, ншёл ещё ошибки. Например, при анализе расходов считали расстояние от Таллинна до границы с Польшей, а при расчёте доходов - до Варшавы. Специалисты в данной области там нашли и другие ошибки.
Из годовых отчётов ARB MTU следует, что расходы на деятельность учреждения составляют очень скромные суммы: 300 евро в 2014 и менее 700 евро в 2015 г. Аренда помещения составила 217 евро за год, связь и вебсайт стоили вам 361 евро. В 2014 г. у вас приходится меньше 30 евро в месяц, а в 2015 г. – около 50 евро в месяц на дея- тельность. При этом удалось сделать хороший многостраничный сайт, организовывать прессконференции, ездить по Эстонии... Как вы укладывае тесь в такие суммы?
Большая часть работы в нашем гражданском движении выполняется как добровольная, и часто участники вкладывают свои личные деньги, что не отражается в бухгалтерском учёте. Это довольно типично для многих некоммерческих организаций, которые работают не для зарабатывания, а из чувства миссии. Люди вкладываются в дело, в которое верят. Исследование Praxis показывает, что в различных добровольных движениях участвует до 31% жителей Эстонии. ARB здесь не исключение. Я сам часто езжу для целей организации между Таллином и Тарту, оплачивая это зачастую из своего карманa. Для нас работа по проекту Rail Baltica - это миссия, а не бизнеспроект. Хостинг сайта стоит нам 6,50 евро плюс НСО в месяц, его же создание и обновление - это добровольная работа членов нашего движения. При организации пресс-конференций нужно платить за аренду помещений, но организаторы и участники конференций денег за это не получают.
RB - крупный инфраструктурный проект, но не единственный в Эстонии, который связан с необходимостью выкупа частных земельных участков. Такое уже было и раньше, но никогда никто не протестовал так активно. Это также не единственный проект, вызывающий сомнения у экологов, таковым был, например, проект строительства терминала LNG. Я уже не говорю об опасных производствах в Силламяэ и Кохтла-Ярве. Почемуто никто не создавал MTU для противостояния работе Silmet, сланцевых производств, завода Nitrofert и многих других. Да, это дорогой проект для бюджета, но инфраструктура всегда строилась за государственные деньги, и она всегда была и будет очень дорогой. Однако, если бы Эстония на ней экономила, не было бы ни новых электричек Elron, ни современных автодорог, ни много чего ещё. Почему именно Rail Baltica вызвала такое сопротивление?
Что касается выкупа частных земель, то мы находим очень важным, чтобы все связанные с отчуждением расходы компенсировались людям справедливо. По этому поводу мы уже сделали предложения. Называть нас сопротивлением RB - это навешивание ярлыков. Нашей целью является внесение по ходу процесса предложений для его улучшения, привлечение внимания к сложным моментам и отстаивать публичность этого процесса. RB, конечно, куда более важный для каждого жителя Эстонии проект, чем прочие упомянутые. Дискуссия по RB сделает результат лучше, этим мы и занимаемся. При сборе информации мы обнаружили множество ошибок, вранья и, по нашей оценке, противоправных действий чиновников. Критика проекта может навредить темпам реализации проекта, но результат будет лучше. Считаем, что Эстония заслуживает лучшей Rail Balticа. Гражданская активность возникает с попаданием темы в орбиту интересов человека, но эта орбита не обязательно ограничивается личными интересами. Иногда это чувство справедливости, как в нашем случае.
У членов правления ARB MTU есть участки земли, которые будут под- лежать отчуждению?
Нет, у членов правления ARB нет таких участков. Rail Balticа - это инвестиция, которая влияет на всех жителей Эстонии и налагает очень большие обязательства, которые придётся нести налогоплательщикам. В современной Эстонии не должно быть решений, принятых на основании засекреченных материалов.
Критика проекта Rail Baltica оказалась увлекательной деятельностью и "миссией" многих людей. Кому на самом деле нужна эта дорога и кому мешает? Об этом читайте здесь.
Autor: Анастасия Тидо
Похожие статьи
Президент Керсти Кальюлайд в преддверии 99-й годовщины образования Эстонской Республики вручит награды нашего государства людям, посвященность которых своей работе или общине изменила всю Эстонию к лучшему.
Петицию за приостановку подписания межправительственного договора по Rail Baltica за пять дней подписали 3194 человека, сообщили представители инициативной группы.
На двусторонней встрече глав правительств Эстонии и Литвы главное внимание было направлено на экономическое сотрудничество, укрепление которого, по мнению премьер-министра Юри Ратаса, является ключом к оживлению экономики обеих стран.
События ушедшего года и их продолжение если не назовёшь революционными, то потрясающими в прямом смысле они стали уж точно. На наших глазах продолжают бурлить США и часть Европы. Наивно полагать, что это стихийные выступления «трудящихся». Затронуто что-то более глубокое. Кто и с какими целями всё это организует? Попробуем вычислить, что получается в остатке.
Борьба за улучшение проекта Rail Baltica оказалась увлекательной деятельностью для многих людей. Кому нужна дорога и мешает ли кому-то?