События ушедшего года и их продолжение если не назовёшь революционными, то потрясающими в прямом смысле они стали уж точно. На наших глазах продолжают бурлить США и часть Европы. Наивно полагать, что это стихийные выступления «трудящихся». Затронуто что-то более глубокое. Кто и с какими целями всё это организует? Попробуем вычислить, что получается в остатке.
США - за перемены. Америка для нового президента – на первом месте. Он поклялся создавать в стране новые рабочие места и призвал экономически повернуться к народу. Товары «Сделано в Америке» должны вернуть былую славу на рынках. В теории экономики это называется протекционизм. При достигнутой, хотя и падающей, мощи США (примерно 22% мирового ВВП) воплощение такой политики в жизнь действительно затрагивает многое в мире.
Европейские женщины и мигранты не в счёт – они к Америке не имеют никакого отношения. Почему волнуются – не ясно. Американок же Трамп продолжает любить. Остаются политики, бизнес и финансовые круги, которых не всегда видно, но ведь кто-то «подкладывает дрова в костры». Если смотреть по странам ЕС, на первый план среди заинтересованных выходит Германия. По её мощи и устремлениям. Франции поручено озвучивать выгодную ей политику, что она и выполнила в телефонном разговоре Франсуа Олланда с Дональдом Трампом. Германия мудро предпочла не обострять отношения. Против её возрастающей роли активно выступила Великобритания, потребовавшая особого положения в ЕС. Ей стало не очень уютно в Соединённых Штатах Европы.Лондон фактически потребовал пересмотра основных положений ЕС. Другие – не согласились. Лондон гордо ответил, что тогда не буду играть с вами, держа в голове, что необходимые связи со странами ЕС он сможет поддерживать и двусторонними соглашениями.США непременно воспользуются внутренними разладами у своего главного экономического конкурента. Визит Терезы Мэй в Америку и достигнутые в ходе него договорённости подтверждают сказанное. Не останутся в стороне от этого Россия, Китай и другие. Направления перемен, можно сказать, обозначены.Нам остаётся только быстрее приспосабливаться к новым условиям. И здесь возникает вопрос, продуманы ли такие шаги нашим правительством и какими они должны быть? Может быть, не надо надеяться только на очередной саммит, а что-то поспешить предложить самим, проявить больше самостоятельности?
Когда смотришь новости по эстонскому телевидению, растерянность и беспокойство телеведущих так и льётся с экрана. Что с нами будет? В ближайшие месяцы – ничего. Всё сохранится, как и прежде. Трамп уже больше трети месяца пользуется полнотой власти, а у нас ни землетрясений, ни цунами, не отключился свет, телевизор, как и раньше работают магазины, театры, и людей в них не стало меньше. У нас то же самое правительство. Как и прежде, оно озабочено безопасностью, восточными угрозами, сбором налогов. Как и раньше, оно меньше обращает внимания на развитие экономики, промышленности, увеличение числа рабочих мест. И пока не видно шагов, что надо бы сделать в новых условиях, предугадать их развитие, подготовить варианты прогнозов, оценить риски и раньше других оказаться там, где надо.
В экономике мы сложили почти все «яйца» в одну корзину – в чём-то выиграли, что-то потеряли. От санкций со стороны России пострадали, пожалуй, больше всех. Европа не компенсировала нам все потери. Это - один из уроков. Для себя мы не решили до конца главный вопрос – какова наша специализация в мировом разделении труда? По сути, это – и вопрос экономической независимости, и полезности в мировом хозяйстве. Неплохие шаги последних лет – создание собственных банков, укрепление связей с северными странами. Ещё мудрее было бы их укрепление со всеми соседями. Стратегия гибкого приспособления остаётся наиболее верной для нас как небольшого государства.
Autor: Александр Лукьянов, доктор экономических наук
Похожие статьи
Газета Financial Times взяла интервью у президента Эстонии Керсти Кальюлайд. Во главе угла встал вопрос безопасности нашего государства, так как ранее издание обратило внимание на то обстоятельство, что недавно в страну прибыло новое американское подразделение вместе с танками и бронемашинами.
Президент Керсти Кальюлайд в преддверии 99-й годовщины образования Эстонской Республики вручит награды нашего государства людям, посвященность которых своей работе или общине изменила всю Эстонию к лучшему.
Со среды к работе в качестве директора по контенту и программам концерна Eesti Meedia приступает Ханно Томберг, который в ноябре покинул пост председателя правления Фонда содействия развитию предпринимательству (EAS) в связи со скандалом вокруг возврата пособия на развитие хутора президента Ильвеса.
Потребность в кредите должна быть обусловлена желанием развивать фирму. Также следует определить слабые стороны проекта и найти решение, что с ними делать.
Фирма EY, предлагающая бизнес-консультации и аудиторские услуги, в этом году в девятый раз вручит приз лучшему предпринимателю года в Эстонии. В тесной конкурентной борьбе из рекордного числа участников - 1600 человек - в финал вышли десять лучших.