Инвестор Йоаким Хелениус считает, что Brexit – это плохо, но Эстония может от него выиграть. Если сумеет стать хорошим другом для Германии.
Хелениус относится к Brexit негативно, однако, он для Эстонии он видит в этом событии большие возможности. О своём видении он рассказал порталу DV.EE.
Как Brexit повлияет на экономику Эстонии?
- Для Великобритании это очень плохие новости: экономика страны пойдёт вниз, пострадают её основные торговые партнёры. Однако Эстония всё же находится достаточно далеко, и влияние Brexit будет не таким сильным. Выход британцев из ЕС– это плохо,однозначно плохо. Он добавляет миру неопределённости. Европейская экономика будет расти медленнее. Но Эстонию это затронет мало. Во всяком случае, в краткосрочной и среднесрочной перспективах.
А в долгосрочной?
- Если Европа будет делать большие шаги к тому, чтобы стать более единой и вселить оптимизм в жителей оставшихся стран, то это будет позитивным фактором. Одна из проблем Евросоюза заключалась в том, что он не мог принимать крупных решений, направленных на объединение Европы, поскольку немедленно наталкивался на сопротивление Великобритании. Теперь ситуация поменяется.
Эксперт Райво Варе говорил, что Brexit может привести к перераспределению инфраструктурных проектов в пользу Южной Европы. Из-за этого Эстония получит меньше европейских денег. - Здесь тоже пока ничего непонятно. Я бы не стал ожидать большого перераспределения. Лучше обратите внимание на другое. Значительно возрастёт влияние Германии на Евросоюз. Вместе с Францией они будут принимать ключевые решения в объединении, не встречая сопротивления британцев. В то же время немцы испытывают большой интерес к странам Восточной Европы. Это значит, что Эстонии теперь гораздо важнее иметь хорошие отношения с Германией, чем это было раньше. Немцы могут оказать Эстонии самую большую поддержку из всех государств ЕС. Если Эстония сможет «продать» себя Германии, то окажется большим выгодоприобретателем Brexit. Германия хочет, чтобы восточно-европейские страны росли как можно быстрее, поскольку доля Германии в объёме их внешней торговли очень велика(значительно выше, чем у Испании или Португалии). К Эстонии это, правда, относится в меньшей степени, т.к. наш приоритет – торговля с Финляндией и Швецией. Однако если взять Словакию, Венгрию или даже Литву, то там Германия окажется одним из основных торговых партнёров. К тому же, экономика стран Восточной Европы растёт гораздо быстрее, чем ВВП западных стран.
Но ведь самая «вкусная» Восточная Европа для немцев – это, наверное, Польша, которая больше Эстонии, Латвии и Литвы вместе взятых...
- С экономической точки зрения – да. А вот политически всё совсем иначе. Германия крайне заинтересована в мире и стабильности на восточных границах.
Она стремится защитить эти страны от России?
- Дело скорее в другом. Посмотрите на Венгрию или Польшу. Там к власти пришли националисты. Задача Германии – сдерживать их. Вспомните, как во время Второй Мировой Войны страны Восточной Европы воевали между собой. Именно это пытается предотвратить Германия – чтобы не было напряжения между странами ЕС. Поэтому она будет поддерживать в том числе такие маленькие страны, как Эстония. Цена, которую Германии нужно будет за это заплатить, очень низка. Европейские деньги, получаемые нашей страной, незначительны в масштабах ЕС.
Эстонии достаточно сохранить нынешние отношения с Германией или же их нужно улучшить?
- Эстония никогда не станет экономически важной страной для Германии - слишком она маленькая. Поэтому необходимо заниматься лоббистской деятельностью. Нужно продвигать свои интересы не только в Брюсселе, но и в Берлине. Вот на Францию или Испанию тратить своё время нет никакого смысла. От Германии же теперь будет зависеть многое, в том числе и то, будут ли перераспределены инфраструктурные проекты в пользу «юга» или нет. Нужно грамотно позиционировать свои проекты – показывать, что они в интересах не только Эстонии, но и всего Европейского Союза.
Похожие статьи
"Такое ощущение, что я выступаю на мероприятии религиозной секты", - сказал Найджел Фарадж на совместных дебатах Европарламента, которые называются "Будущее Евросоюза".