Выход Великобритании из Евросоюза может иметь долгосрочные негативные последствия для Эстонии. Нашей стране будут меньше выделять денег на инфраструктурные проекты, и вообще, Европе будет откровенно не до нас, считает эксперт и председатель совета Eesti Raudtee Райво Варе.
Своими соображениями он поделился с порталом DV.EE.
Какие последствиябудет иметь Brexit для Эстонии?
- Разлад в Евросоюзе для нас в любом случае чреват, поскольку мы малая окраинная страна. Любые разборки нам аукаются. Это первое. Второе: во многих странах будут выборы, поэтому европейские проекты либо заморозятся, либо будут занимать меньше времени. Третье: в ЕС усиливается «латинское крыло»: Франция, Испания, Италия. Если Великобритания относилась к группе прагматичного севера, то эти же живут по совершенно другой логике. Апологетика у них госкапиталистическая. Европейские программы, которые эти страны инициируют, для нас окажутся не просто бесполезными, а могут даже представлять опасность.
Во как. Какую?
- Испания, Франия и Италия могут переориентировать европейские инфраструктурные проекты в сторону юга. Количество проектов в Евросоюзе ограничено, поэтому произойдёт их перераспределение. И будет оно не в нашу пользу.
BalticConnector заморозят?
- Могут, но вряд ли. А вот о железнодорожном тоннеле Talsinki между Таллинном и Хельсинки уже можно забыть. Он и так умопомрачительно дорогой, а в условиях, когда у южан таких проектов пруд пруди, ЕС ни в коем случае не согласится выделить деньги на тоннель. Без европейских средств проект состояться не может. Что касается BalticConnector, то теоретически этот проект может попасть под удар, однако скорее всего, под него попадут те проекты, реализация которых планируется на следующий бюджетный период ЕС. Он начнётся в 2020 году.
Голландцы тоже заговорили о референдуме…
- Пока это только разговоры политиков. Но зачем лезть в далёкую Голландию, если у нас процессы здесь под боком происходят? Существует молодёжная организация партии «Истинные финны»(они имеют даже свой комсомол). Эти ребята объявили, что начнут собирать подписи за выход Финляндии из ЕС. Brexit обнадёжил и мотивировал большое количество евроскептиков.
Каковы последствия для Эстонии?
- В Европе будет политическая нестабильность. Каждый займётся своими внутренним разборками, и никому не будет дела до других стран.
Евросоюз тогда и развалиться может, если никому не будет дела друг до друга…
- При нынешней конфигурации он не развалится. Но если представить, что в 2017 году президентом США будет Трамп, во Франции выиграет Мари Ле Пен, а в Великобритании к власти придут лейбористы во главе с Корбиным, то всё возможно…
С Корбиным? Все прочат кресло премьера Борису Джонсону.
- Думаю, что долго он не продержится. Корбин же - человек, который каждое утро на средства налогоплательщиков заказывает себе чтиво под названием Morning star. Это газета, по которой я в советские времена учил английский язык. Это было единственное издание, которое разрешали распространять в Союзе, что говорит само за себя. Коммунист он, короче говоря.
Есть ещё одно последствие Brexit – подорожание авиабилетов. Многие рейсы сегодня идут через Лондон.
- Наша доблестная компания Nordica, как известно, рейс в столицу Великобритании так и не открыла. Я бы не сказал, что Лондон такой уж важный перевалочный пункт – разве что для перелётов через океан. Нет резона лететь в этот город, чтобы попасть в Северную Америку – лучше делать это через финнов, датчан, немцев. Так что это не тема.
А что – тема?
- Пострадает Лондон как финансовый центр. Я недавно читал, что в этом городе находится 215 тысяч международных стартапов – это близко к Силиконовой долине. Однако одно из условий Brexit – ужесточение иммиграционной политики. Стартапам это аукнется, поскольку они нанимают много иностранцев. Такие фирмы менее подвержены влиянию таких факторов, как налогообложение и логистические вопросы(в отличие от традиционного бизнеса), однако чувствительны к регулированию рабочей силы. В этих условиях привлекательность Лондона будет падать.
Лондон ещё и финансовый центр.
- Для финансового рынка очень важны регуляции. Если Великобритания сохранит европейские правила, то возникнет вопрос: «А зачем нужен был Brexit?». Но вообще, у Лондона есть одна важная предпосылка, на которую была сделана ставка после развала Британской империи. Это американские статьи межгосударственных договоров, которые дают возможность капиталу из США напрямую инвестировать в Европу через Великобританию. Лондон исторически имел возможность притянуть американские деньги, и, пропустив их через себя, инвестировать в Европу. Сейчас такие же статьи есть и у голландцев, так что преимущество утрачено. Но остались традиции и наработанные каналы. Однако после выхода из ЕС и они теперь будут пересмотрены. Это однозначно удар по Сити: не зря ведь жители этой части столицы голосовали за Remain.
Почему же британцы из других регионов выбрали Leave?
- Это эмоциональное решение. Экономические аргументы не имеют к нему никакого отношения.
Что будет с Шотландией?
- Местная Партия независимости ещё в 2014 году объявила, что в ближайшее время объявит новый референдум. Что ж, подходящее время наступило. Эмоционально шотландцы давно готовы. Вчера ведь они голосовали за то, чтобы остаться в ЕС. Основные запасы нефти в Северном море находятся, кстати, в шотландской экономической зоне. Так что тут огромное количество нюансов. Как только появится шотландский референдум, появится повод для аналогичных действий у Каталонии. То есть, крупные игроки Европы будут всё время заниматься внутренними делами. Времени на принятие решений в международном масштабе у этих государств нет. Желания их принимать – тоже.
Похожие статьи
Глава директората Еврокомиссии по мобильности и транспорту Хенрик Хололей заявил, что железнодорожный тоннель между Таллинном и Хельсинки, на предварительное исследование которого Эстония и Финляндия потратят более миллиона евро из европейских фондов, вряд ли можно считать разумным проектом.
"Такое ощущение, что я выступаю на мероприятии религиозной секты", - сказал Найджел Фарадж на совместных дебатах Европарламента, которые называются "Будущее Евросоюза".
В интервью газете Eesti Paevaleht председатель правления Nordica Яан Тамм заявил, что сентябрь стал первым месяцем, когда компания вышла в прибыль. Тамм сказал, что это произошло раньше, чем ожидалось.