То обстоятельство, что при изготовлении многих высокотехнологичных товаров Эстония выполняет лишь роль дешевого производственного подразделения, влечет за собой любопытные феномены и в экономической статистике.
Проведенное недавно по инициативе Министерства экономики и коммуникаций исследование «Инновативность эстонских предприятий и возможности поддержки новаторства» вывело аномалию, согласно которой в Эстонии добавленная стоимость, созданная предприятиями низкотехнологичного сектора, выше, чем на высокотехнологичных предприятиях.
Согласно данным за три первых квартала 2015 года, в Эстонии среди отраслей с самой высокой добавленной стоимостью на одного работника было, например, производство напитков, тогда как создаваемая в электронной промышленности добавленная стоимость оказалась ниже, чем в обрабатывающей промышленности в среднем. Эту же тенденцию характеризует и тот факт, что создаваемая в деревообрабатывающей промышленности добавленная стоимость на одного работника почти в полтора раза больше соответствующего показателя в мебельной промышленности. Даже в сфере программирования добавленная стоимость на одного работника такая же, как в текстильном производстве.
Отчасти это противоречивое явление отражает упомянутую выше проблему: во многих сферах Эстония играет роль дешевого производственного подразделения.
Хотя в Эстонии и производится довольно сложная продукция, однако подразделения, занимающиеся разработкой ее технологического решения, маркетинга и сбыта, находятся в других странах. В деревообрабатывающей же промышленности доминируют производители, работающие на эстонском капитале, которые держат в своих руках всю ценностную цепь, потому и остающаяся здесь добавленная стоимость больше. Хотя в ИТ-секторе действуют преимущественно отечественные предприятия, указанное выше исследование инновативности выявило низкую добавленную стоимость в этой сфере. Дело в том, что эстонский ИТ-сектор преимущественно ориентирован на местный рынок и доля его экспорта еще невелика, а платежеспособность клиентов значительно ограничивает и получаемый доход. Другая проблема заключается в том, что, несмотря на ориентацию ИТ-предприятий на отечественный рынок, эстонские предприятия относительно мало используют ИТ-решения для облегчения своей деятельности. Только 30% эстонских предприятий используют программное обеспечение для управления как минимум четырьмя процессами: бухучетом, складским хозяйством, продажами и администрированием клиентов. Во всех процессах ИТ-решения используют лишь единичные предприятия.
То же исследование выявило и еще одно существенное узкое место. Хотя в Эстонии имеются успешные и инновативные предприятия, их влияние на эстонскую экономику в целом незначительно, а их успехи не вдохновляют других. Обратившись к специфическим секторам, можно найти немало примеров успешной деятельности. Например, Эстония является крупнейшим в Европе экспортером деревянных домов; здесь действуют самый большой в Европе производитель древесных гранул; предприятие, которому принадлежит 40% мирового рынка аварийных огней портовых подъемников; крупнейший в Европе производитель снаряжения для морских видов спорта. К сожалению, приведенные примеры не вызвали у эстонских предприятий общего желания найти свои подобные ниши, чтобы занять в них лидирующие позиции и повторить успех других. Предприятия склонны, скорее, довольствоваться достигнутым и остаются в зоне комфорта. Чтобы заметно разбогатеть, нужны амбиции по завоеванию мира, которые позволили бы путем экономии создавать большую добавленную стоимость, основываясь на эффекте масштаба.
Много говорится о слабом сотрудничестве предприятий и вузов, что препятствует инновации. Это утверждение справедливо лишь отчасти. Имея в виду доход, получаемый от проектов сотрудничества в сфере науки и развития, можно утверждать, что эстонские вузы уже достигли своего «потолка». ТТУ и ТУ уже сегодня получают 6% и 4% своего бюджета на науку и развитие за счет проектов предприятий. Эта доля сопоставима с той, которую имеют ведущие мировые университеты. Проблема кроется, скорее, в том, что сферы деятельности перекрываются в недостаточной степени. Хотя в Эстонии есть и ученые высочайшего мирового уровня, больше всего цитируют исследователей в области генетики и биомедицины. Деревообработке от этих научных изысканий проку мало.
Autor: София Дельвер
Похожие статьи
Экономические новости последних недель вновь придали актуальности вопросу о «ловушке среднего дохода».
Нам нравится, когда нас хвалят, но уроки извлекать помогает лишь критика. Иностранные послы и предприниматели редко вмешиваются во внутреннюю жизнь страны пребывания. Даже не могу припомнить, когда в последний раз наши союзники и друзья столь часто высказывали критику в отношении Эстонии. Зато сейчас, в последние два-три месяца это происходит уже во второй раз.
Приоритет каждой организации – это безопасность труда и ее сотрудника, ведь безопасная рабочая среда предотвращает травмы и обеспечивает производительную, эффективную работу. Очень важно выбрать для работника специальную подходящую обувь, исходя из анализа рисков конкретной компании. Какие факторы следует учитывать при выборе обуви, рассказывает Мартин Локк, заведующий магазинов спецодежды и СИЗ Grolls.