Поскольку средний эстоноземелец обычно владеет акциями только через посредничество II пенсионной ступени, то выброс адреналина на биржах прямо не повлияет на доходы людей.
Негативное значение может, однако, иметь косвенное влияние, которое заставит как людей, так и предприятия, проявлять большую осторожность при принятии решений. Отрицательное воздействие низких цен на сырье яснее всего ощутили эстонская сланцевая промышленность и работающие в этой отрасли люди. Вследствие низких цен вынуждены экономить, как и предприятия Соединенных Штатов Америки по производству сланцевой нефти, оказались и эстонские производители, приостановившие производство в тех подразделениях, где использовалась более старая технология, не позволяющая сохранять конкурентоспособность при нынешнем уровне цен.
Хотя точные данные об этом получить трудно, низкая цена на топливо, возможно, повлияла и на результаты эстонской металлообрабатывающей промышленности.
Различные предприятия действуют в сфере производства металлоизделий на основе отдельных крупных заказов, и прежде они, помимо прочего, обеспечивали работой различные предприятия, связанные с отопительным сектором и энергетическим сектором.
Если в первой половине 2015 года объем производства металлопродукции вырос в годовом сравнении на 11%, то в период с июля по ноябрь индекс производства в отрасли упал на 7%. Подобным же образом можно рассуждать о том, обусловило ли уменьшение инвестиций в инфраструктуру в Китае и на многих других развивающихся рынках спад объема производства в телекоммуникационной электронной промышленности Эстонии, которая сама хоть продукцию конечному потребителю и не экспортирует, однако играет важную роль в глобальной производственной цепочке.
Доля Китая в совокупном экспорте Эстонии была совершенно незначительной – 1,2% за 11 месяцев 2015 года.
Влияние падения цен на нефть на рост экономики Эстонии попытался смоделировать Банк Эстонии, согласно расчетам которого ВВП Эстонии в 2015 году был на 0,5% больше, чем мог бы быть без удешевления топлива.
В основном положительное влияние удешевления нефти сказалось на частном потреблении, которое в постоянных ценах в прошлом году увеличилось более чем на 5%.
По всей видимости, определенное влияние дешевое топливо оказало и на эстонский экспорт, учитывая то обстоятельство, что большинство наших основных торговых партнеров являются нетто-импортерами нефти. В то же время расчеты центробанка не учитывают потери экспорта в Россию и, вероятно, не предполагали столь тяжелых последствий и для эстонской промышленности сланцевых масел.
Autor: София Дельвер
Похожие статьи
В 2015 году закупочные цены на молоко в Эстонии снизились, по сравнению с 2014 годом, на 27,7%.
Начало 2016 года выдалось тревожным. Недоверие к китайской экономической статистике и очередное падение цен на нефть вызвали волну панических продаж на быстро растущих за счет низкой стоимости финансирования фондовых рынках. Несмотря на всеобщую неуверенность, у Эстонии нет оснований впадать в отчаяние. Положение наших главных торговых партнеров лучше прежнего, и макропоказатели Европы меняются, скорее, в положительную сторону.
Рыбопромышленность Эстонии по причине санкций с Россией ищет новый рынок для реализации 35 000 тонн мороженой салаки. На данный момент, идут дела у тех предприятий, которые перерабатывают импортный лосось, форель или сельдь.
По оценке МВФ, экономика Еврозоны должна вырасти как в 2016 г., так и в 2017 г, на 1,7%, то есть ожидания роста в этом году даже несколько выше, чем предполагал предыдущий прогноз.
Сегодня кажется немыслимым вести деятельность и работать в стране, где нет страхования от безработицы и соответствующего учреждения. Тем не менее, всего несколько десятилетий назад, когда мы начинали выстраивать социальную систему Эстонии, в ее необходимости многие очень сомневались. Однако создатели страхования были убеждены в том, что это действительно важно.