Финансовые результаты национальной авиакомпании Estonian Air плохи, а постоянные «переливания» имущества и эксперименты с бизнес-моделями продолжаются. Только недавно национальный авиаперевозчик продал «дочку», теперь создал такую же. Как это понимать, разбирается журналист "Деловых ведомостей" Анастасия Тидо.
- Estonian Air создала новую «дочку», которая должна вывести компанию в прибыль, хотя за последние 9 лет были только убытки. Почему ни одна стратегия не сработала, с тех пор как авиабизнес перешёл в руки государства? Куда деваются деньги и как правление намерено спасать компанию на сей раз?
Новая авиакомпания названа Nordic Flyways и зарегистрирована в Коммерческом регистре в минувший четверг. Акционерный капитал составляет 100 тыс. евро, пока единственный акционер – Estonian Air AS (ЕА). EA в ближайшее время предстоит оформить необходимые лицензии. Предприятие будет выполнять полёты для других компаний, используя свои ресурсы. В создании «дочки» не было бы ничего необычного, если бы не особенности ЕА.
Сегодня флот EA состоит из трёх 88-местных реактивных самолётов Bombardier CRJ900 и четырёх 76-местных Embraer E170. ЕА уже предоставляло свои самолёты другим авиакомпаниям. В 2013 г. на её Embraer летала из Вильнюса в Амстердам и Берлин литовская компания Air Lituanica Между партнёрами возникли разногласия, и сотрудничество прекратилось.
Более того, у EA уже была «дочка», занимавшая такую рыночную нишу, которую должна занять Nordic Flyways, – Estonian Air Regional. Однако в 2013 г. она была продана вместе с авиасертификатом (АОС) Аарону Аркадию Райхштейну, а Райхштейн несколько месяцев назад продал акции этой компании адвокатскому бюро Сийма Рооде. Может ли создание новой «оболочки» быть связано с финансовыми результатами и планами по смене собственника ЕА? Как известно, осенью прошлого года желание приобрести ЕА изъявило Infortar AS. Infortar контролируют акционеры Tallink Grupp – Энн Пант, Айн Ханшмидт и Калев Ярвелилль.
Загадочная инвестиция
Что представляет собой объект их интереса? За 9 лет ЕА понесло убытки на сумму свыше 100 млн. евро при наличии регулярных «вливаний» со стороны государства как акционера. Последние превышают 60 млн. евро. Государство предоставило ЕА кредит на 37 млн. евро, несколько раз увеличивало акционерный капитал, а также выкупило у ЕА недвижимость на другую госкомпанию - Tallinna Lennujaam.
На днях правление ЕА сообщило, что за 11 месяцев 2014 г. убытки EА достигли 6,4 млн. евро. За аналогичный период прошлого года убытки составляли 6 млн. евро, а по результатам 2013 г. достигли 8,4 млн. евро. «Мы хотели снизить годовой убыток до 3 млн. евро в соответствии с планом реструктуризации, но результат оказался хуже ожиданий», - сказал Палмер в интервью BNS в понедельник.
Следует также учесть, что у ЕА третий год отрицательный собственный капитал (на треть объёма баланса), что законом не допускается. Европейская комиссия ведёт расследование в отношении ЕА о законности предоставленной компании государственной помощи. Если решение Еврокомиссии будет неблагоприятным, ЕА, видимо, обяжут вернуть свыше 40 млн. евро государству. Не связано ли создание «дочки» с необходимостью иметь в запасе чистую компанию? Если решение будет положительным, государство конвертирует свой кредит в акционерный капитал ЕА. Действительно, на балансе обязательства станут активами, но станет ли ЕА от этого интереснее? Зачем частному инвестору это предприятие и на каких условиях он его получит?
ДВ побеседовали об этом с главой компании Яном Палмером. Вопросы Палмеру были следующие: «В свете финансовых результатов ЕА и особенностей компании Infortar есть основания допускать, что решение о выкупе ЕА основано не столько на его инвестиционной привлекательности, сколько на иных причинах, возможно, на политических договорённостях. Как вы считаете? Вы вложили бы свои деньги в ЕА, имея его контрольный пакет и неся все риски банкротства? Вы верите, что предприятие можно вывести в прибыль и вернуть вложенные средства? Если да, то почему это до сих пор не сделано? Если причиной убытков является объективная ситуация на рынке, то зачем ЕА нужно инвестору? Государство уже «влило» в ЕА свыше 60 млн., вряд ли Infortar под силу вложить больше. Если причины убытков - ошибки менеджмента, то почему никто за них не несёт ответственности?» На эти вопросы Палмер ответа не дал, но ответил на вопросы, связанные с новым проектом.
Опыт управления банкротами
В свете этой финансовой ситуации обращает на себя внимание прежний управленческий опыт Палмера. Так, в конце 2012 г. он был назначен на должность председателя правления ЕА вместо Теро Таскила. Таскила не подошёл, хотя имел блестящее резюме и опыт управления международными авиакомпаниями. Почему выбор пал на Палмера, уже руководившего компаниями, закончившими банкротством? Так, в 2011 г. Палмер руководил датским региональным перевозчиком Cimber Sterling. В 2011 г. его приобрела кипрская компания Mansvell Enterprises, контролируемая украинским олигархом Игорем Коломойским. Палмер был назначен руководить новым приобретением. СМИ цитировали главу Cimber Sterling Хан-Петерсена: «Наша цель заключается в создании сильной северной авиакомпании. Это будет компания с сильной позицией в Дании и Швеции… Я уверен, что они (Mansvell Enterprises) очень агрессивны в своей стратегии». Ничего подобного не произошло. Уже в начале мая 2012 г. Cimber Sterling объявила о банкротстве и прекратила полёты.
Несколькими неделями позже ещё две шведские авиакомпании, опосредованно принадлежавшие Коломойскому, отменили полёты в связи с банкротством: Skyways Express АВ и его «дочка» - City Airline AB. Палмер руководил Skyways Holding AB до ухода в Cimber Sterling. К моменту банкротства руководителем Skyways Express и City Airline был швед Микаэл Вонгдал. «Мы далеко продвинулись в реструктуризации компаний, но после банкротства Cimber Sterling продолжать работу стало почти невозможно», - процитировало издание Market Watch директора Skyways Вонгдала. Вонгдал также пришёл в ЕА как консультант.
Похожие статьи
Несмотря на то, что государтсвенная авиакомпания Estonian Air не вышла в прибыль, прибыльными оказались консалтинговые компании, связанные с ее главой Яном Палмером и его консультантом Микаэлом Вонгдалом.
Начало работы нового правительства позволяет прийти к неутешительному выводу: развитие страны и благополучие её населения никого в правительстве не интересует. Небольшой круг людей лишь внешне изображает орган власти демократического государства. Признаков того множество.
Estonian Air создала новую «дочку», которая должна вывести компанию в прибыль, хотя за последние 9 лет были только убытки. Почему ни одна стратегия не сработала, с тех пор как авиабизнес перешёл в руки государства? Куда деваются деньги и как правление намерено спасать компанию на сей раз?На вопросы ДВ о текущем положении дел в ЕА ответил руководитель компании Ян Палмер.
Azman Air – нигерийская авиакомпания, которая решила обслуживать свои самолёты в Эстонии. Нигерийский перевозчик не летает ни в Таллинн, ни в Скандинавию, а только на внутренних линиях в пределах Нигерии. Расстояние от базы Azman Air до Таллинна составляет около 6 тыс. км в одну сторону. Следует учесть, что обычные рейсы компания Azman ASL выполняет на расстояние около 700 км.
В прошлом году госкомпания Estonian Air получила от государства последний кредит в размере 12,1 млн. евро. С этой суммой компания сможет действовать в 2015 и 2016 годах. Кроме того, руководитель компании Ян Палмер подтвердил, что Estonian Air больше не нуждается в дополнительных средствах.