СПРАВКА
Компании MRO (от англ. Maintenance, Repair and Overhaul) – поставщики услуг по обслуживанию, наладке и ремонту воздушных судов. MRO – это термин, общий для всех видов услуг, связанных с безопасностью и техническим обслуживанием самолётов. Оборот этих услуг на мировом рынке составляет около 50 млрд. USD в год.
Большая часть компаний MRO сконцентрирована в Северной Америке (35%), Западной Европе (26%) и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (17%). 10 крупнейших мировых компаний MRO находятся в этих регионах.
На 2015 г. крупнейшими из европейских компаний являются
Air France Industries KLM Engineering & Maintenance (Франция/Нидерланды)
Airbus (Франция)
British Airways Engineering (Великобритания)
Fokker Technologies (Нидерланды)
Iberia Maintenance (Испания)
Lufthansa Technik (Германия)
Rolls Royce Holdings PLC (Великобритания)
TAP Maintenance & Engineering (Португалия)
Turkish Technic (Турция)
Источник: PRNewswire
За спичками в Париж?
Azman Air Services Limited (далее - Azman ASL) – не первый опыт Magnetic в обслуживании авиакомпании, базирующейся далеко от Таллинна. В 2011 г. у Magnetic был разовый контракт с Air Company Yakutia JSC, но этот перевозчик летает в Москву, что делает контракт вполне объяснимым. С нигерийским перевозчиком ситуация несколько иная. Azman ASL не совершает рейсы ни в Таллинн, ни в Скандинавию, ни даже на Юг Европы. Эта авиакомпания перевозит пассажиров на внутренних линиях в пределах Нигерии: между Лагосом, Абуджей, Кано, Йола.
Расстояние от города Кано, где базируется нигерийский перевозчик, до Таллинна составляет около 6 тыс. км в одну сторону. Перелёт туда и обратно означает, очевидно, необходимость покрывать топливные и прочие расходы, связанные с перелётом на 12 тыс. км. Если учесть, что обычные рейсы компания Azman ASL выполняет на расстояние около 700 км, контракт вызвал у нас вопросы.
Эксперт-консультант в области организации международных авиаперевозок Пауло Нунес, к которому мы обратились за разъяснениями по поводу критериев выбора MRO-компании (см. Справку), пояснил: «Существует множество критериев, по которым авиаперевозчик выбирает поставщика технического обслуживания, и цена не является наиболее существенным. Значение имеют технические возможности и ресурсы компании: условия техобслуживания двигателей, текущий и капитальный ремонт корпуса, техподдержка конкретного типа самолётов, наличие сертификатов на определённые работы, скорость предоставления услуг, качество, рекомендации других клиентов. Компании могут иметь клиентов по всему миру. Имеет ли это смысл? Это зависит от множества факторов».
К СВЕДЕНИЮ
Air Maintenance Estonia AS (AME AS) было учреждено в 2002 г. как дочернее предприятие AME SAS AB для работы на рынке обслуживания и ремонта самолётов. В 2004 г. AME SAS AB продала 100% акций другому предприятию группы SAS – SAS Technikal Services AB.
В январе 2010 г. был заключён договор купли-продажи акций, согласно которому 100% акций AME были проданы группой SAS компании MRO OU - дочернему предприятию Baltcap Private Equity Fund LP (Великобритания).
В мае произошло слияние AME AS и MRO OU, MRO было ликвидировано, а собственником 100% акций AME AS стала компания Baltcap Private Equity Fund LP (далее – Baltcap). Baltcap контролирует эстонский предприниматель Мартин Кыдар.
В августе 2014 г. Baltcap продала часть своих акций и в состав акционеров AME AS вошли кипрские компании Sasmex Investments Limited и Tiaravia Services Limited. Собственниками кипрских офшорок являются другие офшорки. Так, Sasmex Investments владеют Belserve Consultants Limited и Vaspaco Properties Limited. Конечных бенефициаров мы не сочли нужным отслеживать. Одновременно поменялся менеджмент компании, и она была переименована в Magnetic MRO. В сентябре прошлого года Magnetic сменила также стратегию развития.
Головная контора предприятия находится в Таллинне, склады – в Ирландии. Руководить были назначены управленцы из Литвы Йонас Бутаутис и Паулиус Кавалиаускас.
Другие не подошли
Помимо необычно огромного расстояния между заказчиком и обслуживающей его MRO-компанией нельзя не учитывать, что Нигерия – сложная для ведения бизнеса страна, к тому же перманентно воюющая. В Кано, где базируется штаб-квартира Azman ASL, последний год происходят военные столкновения и теракты.
Допустим, активно развивающуюся Magnetic это не пугает, но возникает также вопрос, от услуг какой компании отказался нигерийский авиаперевозчик, предоставив контракт эстонской фирме? В Европе, как Южной так и Центральной, работают сотни MRO-компаний. Среди них есть как гиганты первого уровня, так и компании поменьше – на любой бюджет и тип самолётов (см. К сведению). Почему же выбор африканского перевозчика пал на небольшую далёкую компанию?