Недавний рост цен на нефть (североморской марки Brent +35% от минимумов года, американской WTI +20%) может скоро закончиться, а эйфория по поводу возможного прохождения «дна» на рынке углеводородов оказаться преждевременной.
В основе коррекционного роста цен на нефть (помимо перепроданности) статистика одной из крупнейших в мире нефтесервисных компаний, Baker Hughes, о примерно 30% сокращения числа буровых в США с октября 2014 года и повальное сокращение программ капиталовложений на текущий и следующие годы такими мэтрами, как Shell, Total, BP, и другими предприятиями нефтегазового сектора.
Также в поддержку цен на нефть WTI и Brent можно отнести отчёты Организации стран экспортёров нефти (ОПЕК) и Международного энергетического агентства (МЭА), где вроде бы есть и понижение прогнозов по темпам роста добычи в США, а также комментарии в духе того, что рынок нефти прошёл свою низшую точку.
Даже если всё это так, можно всё равно допустить, что рынок нефти попытается ещё раз протестировать минимумы года и нарисовать что-то вроде «двойного или даже тройного дна» на недельном и дневном таймфрейме.
Есть версия, что рынок переоценивает значимость данных Baker Hughes. Может так получиться, что недавнее восстановление цен на энергоносители поможет многим нефтяникам повременить с закрытием неэффективных буровых установок в расчёте на лучшее. Т.е. на то, что цены продолжат расти и дальше.
Опять же нельзя списывать со счетов снижение себестоимости по буровым на фоне роста производительности, а также снижения стоимости услуг нефтесервисных компаний. Аналогично поправку надо делать на то, что многие производители сланцевой нефти захеджировали цены на добываемое ими сырьё на большую часть 2015 года, поэтому остановить сланцевую революцию в США может оказаться гораздо сложнее, чем это может представляться, а рост добычи за океаном может продолжаться ещё долго.
Аналогично сокращение программ капиталовложений от крупнейших нефтяных компаний может оказать влияние на рынок, но лишь в перспективе ближайших нескольких лет, однако в краткосрочном периоде это никак не может повлиять на затоваривание рынка нефти. И никак не изменит того обстоятельства, что предложение чёрного золота превышает спрос на него в первом полугодии 2015 года по разным оценкам на 1-1,5 млн. баррелей в сутки. И это не считая того факта, что запасы нефти в США достигли рекордно высокого уровня за 80 лет и общемировые запасы также очень высокие.
Преждевременное восстановление цен на нефть, означающее, что расчистка рынка от нежелательных для входящих в ОПЕК производителей в ближайшее время не будет завершена, а значит, и не будет выполнена поставленная цель удержать свою долю рынка, помимо всего прочего может заставить картель воздержаться в первом полугодии 2015 года от сокращения квот на добычу либо продолжать придерживаться и далее «медвежьей» для рынка углеводородов риторики. Т.е. слишком быстрый рост идёт, скорее, во вред, и ведёт к увеличению вероятности нового сильного падения.
В общем, возможно, на рынке нефти и появился свет в конца туннеля, но это вовсе не означает, что разворот случится в одночасье и многолетние минимумы, которые мы видели в начале года, уже в прошлом и нас ждёт уверенное восстановление нефтяных котировок.
Мы допускаем, что в ближайшие месяц-два нефть марки WTI ещё успеет обновить уровень 44 доллара за баррель, что означает падение на 10-12% от нынешнего уровня.К косвенным факторам, могущим спровоцировать повторное снижение цен на нефть к минимумам года, можно отнести окончание зимнего отопительного сезона (это проявится уже в марте), а также возможное начало цикла повышения ставок ФРС США уже в июне этого года. Что означает риски увидеть ближе к лету падение аппетита к риску со стороны инвестров и волну продаж в таких активах, как акции, сырьевые товары, валюты развивающихся стран и т.д.
Евгений Белоусов
Константин Бочкарёвmatryoshkacapital.com
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
За последнее десятилетие изменения в секторе табачной продукции были весьма драматичными. «Это означает, что в течение ближайших 10–15 лет сигареты исчезнут, и их заменят основанные на научных исследованиях альтернативные изделия, предназначенные для тех, кто решит продолжать курить», – сказала менеджер по связям с общественностью Philip Morris Кай Таммист. Аналогично изменились и ожидания от персонала, в части которого решающее значение приобрело формирование правильного отношения.