Нынешний ТОП-100 пестрит строительными фирмами. Одна из них - Kodumaja AS. Предприятие, начавшее свою деятельность в 1994 году всего с десятком работников, на сегодняшний день превратилось в концерн, годовой оборот которого достигает 56 млн. евро и где работают 470 человек. Председатель правления фирмы Лембит Лумп уверен, что успех кроется в ключевых работниках предприятия.
Если посмотреть на обороты фирмы Kodumaja, то они непрерывно росли. Исключением стал только 2009 год. В чём секрет успеха фирмы?
У меня стандартный и скучный ответ. Секрет нашего успеха – наши люди.Преимущественно в 1995–2000 годах нам удалось сформировать группу ключевых работников, которые хорошо сработались и наладили контакт с собственниками. Эти люди до сих пор работают в Kodumaja и с годами превратились в настоящих профессионалов в своей сфере. Они крайне мотивированы и все свои силы отдают работе. Их средний стаж работы достигает почти пятнадцати лет. Я работаю в фирме немногим более двадцати лет. Несмотря на немалый срок, мы не исчерпали всех своих идей. На самом деле их у нас даже больше, чем мы можем претворить в жизнь.
Каким был уходящий год для Kodumaja? 2014 год прошёл, как мы и наметили. Может, запланированного нами оборота в 56 млн. евро мы не достигнем, но прибыль, скорее всего, даже превысит прошлогоднюю (прибыль до выплаты налогов - 7,6 млн. евро. – Прим. ред.).
Чем вызвана разница между прогнозами и реальностью? Я бы назвал это не прогнозом, а, скорее, целью. Мы определяем цели и стараемся достичь или превысить их. Конечно, всё зависит от многих факторов.
Какие слова могли бы стать ключевыми для Kodumaja в 2014 году?Например, строительство в Норвегии, в городе Берген, самого высокого деревянного строения в мире. Это знаковое строительство, поскольку им мы привлекли внимание как деятелей в сфере строительства, так и СМИ. В Эстонии меньше, в Норвегии и во всём мире – больше. Успешным завершением строительства этого здания мы сделаем себе очень хорошую рекламу, за которую не нужно платить.
Вы построите в Бергене рекламный столб? Именно. С точки зрения известности бренда этот объект имеет стратегическое значение.
До сих пор основным рынком Kodumaja была Норвегия. Теперь вам удалось зацепиться и в Швеции? Когда-то мы начали экспорт в Норвегию, и все эти годы её доля составляла 80% от всего нашего экспорта. Нельзя сказать, что мы довольны этим, так как никогда не стремились быть «табуреткой на одной ножке». Поэтому мы старались выйти на рынки Швеции, Дании и Финляндии. Что-то мы пытались делать и в Эстонии. Первые попытки работы на шведском рынке, предпринятые более десяти лет назад, провалились. Какое-то время у нас хорошо шли дела в Дании, и в 2008 году Дания составляла около 40% от нашего оборота. Потом жилищный рынок Дании рухнул и уже седьмой год не может подняться. Затем мы повторили попытку закрепиться в Швеции, и на этот раз удачно. Весной этого года мы закончили там строительство пансионата для пожилых людей. Его площадь была 4500 кв. м. Только что мы заключили договор строительства аналогичного пансионата также в Швеции. Мы активно составляем ценовые предложения для шведского рынка и запускаем там дочернюю компанию, которая занималась бы управлением проектами и строительными генподрядами. По крайней мере, сейчас созданы хорошие условия для повторения норвежского успеха в Швеции.
Если вам удастся раскрутиться в Швеции, означает ли это создание новых рабочих мест в Эстонии? Несомненно. В начале 2008 года, когда начался кризис, мы завершили строительство нового завода концерна Kodumaja. Мы создали технические мощности для увеличения производства, и если посмотреть прогнозируемые результаты на 2014 год, то мы использовали всего около 60% этих технических мощностей. Сейчас у нас работает около 470 человек. При достижении 80–90-процентных мощностей нам нужно будет дополнительно нанять ещё примерно 150 челвоек.
Как продвигаются дела с проектом Paevalille в Юленурме? Могло бы быть лучше. Мы построили там два небольших жилых дома в общей сложности на 8 квартир. Половина квартир выкуплена, и сейчас мы рассматриваем строительство третьего дома. По сути, мы вновь, после семилетнего перерыва, запускаем девелоперские проекты в Эстонии и вновь выходим на эстонский рынок.
Что стало с российским проектом? В России мы экспериментировали в 2007–2008 годах. Пытались запустить такое же производство, как в Тарту, но в меньших объёмах. Проект провалился, и прошлой осенью, до падения рубля, мы всё продали, вернув практически все инвестиции. Больше в России мы экспериментировать не хотим.
Каковы планы Kodumaja на ближайшее будущее? Распределить риски между разными рынками и продуктами. Также увеличить использование древесины как строительного материала и конечно же рассеять предрассудки в отношении заводского метода строительства. Считается, что у построенных на заводе зданий ограничены архитектурные возможности, что такие дома дешёвые, скучные и стандартные. Также мы хотим расширить типовые поставки и брать на себя больше ответственности перед клиентами, создав, с другой стороны, дополнительные ценности.
В Швеции мы планируем предлагать полный спектр услуг: от фундамента до крыши. Поскольку в игре определённая маржа, то мы хотим получить большую долю.
Ищите ТОП-100 в свежем выпуске
"Деловых Ведомостей".Похожие статьи
Bang & Olufsen, известный датский аудио-видео бренд, входящий в рейтинг работодателей Эстонии, которые платят самые высокие зарплаты, уходит из нашей страны.
В основу строительного проекта Мустамяэской государственной гимназии (MURG) легла работа «Серебряная стрела, победитель архитектурного конкурса. Это название ассоциируется с остротой, скоростью и точностью, которые важны для достижения успеха в науке и хорошо подходят для школы с уклоном на точные предметы.
Самые читаемые
1
Добавлен ТОП эстонских компаний с крупнейшими убытками
Сейчас в фокусе
Добавлен ТОП эстонских компаний с крупнейшими убытками