Согласно основной версии «тайны фонда VEB», загадочные 32 миллиона увёл российский предприниматель Александр Матть, и концы истории спрятаны в России. У нас есть основания предполагать, что было ровно наоборот: операцию придумали в Эстонии, и, использовав Маття и его фирму как «средство передвижения денег», обманули и кредиторов, и Внешэкономбанк. Объяснения некоторых политиков о том, что были они не в курсе операции, очевидно, притянуты «за уши».
В январе 1992 все валютные средства, поступившие на счета «Внешэкономбанка» СССР (ВЭБ) были заблокированы. В банке ВЭБ были корреспондентские счета двух эстонских банков – Банка Эстонии (БЭ) и United Baltic Bank (UBB), поэтому валюта, поступившая на них до 01.01.1992 г. оказалась заблокированной. БЭ и UBB стали испытывать недостаток ликвидности и, в свою очередь, заблокировали соответствующие суммы своих клиентов у себя на счетах. Таким образом, несколько сотен клиентов UBB и БЭ лишились возможности использовать свои валютные средства.
Полная сертификация
20.01.1993 Рийгикогу принял решение о создании Riiklik VEB Fond – учреждения, призванного заниматься урегулированием разблокирования средств эстонских предприятий. Фонд выдал таким клиентам сертификаты на сумму валюты, которая оказалась заблокированной. Всего сертификатов было выпущено на 890 млн ЕЕК (те же 63 с небольшим миллиона долларов). Из них клиентам банков раздали сертификатов на 533 млн ЕЕК, а оставшиеся 357 млнЕЕК заблокированных денег в виде сертификатов остались в банке РЕР (Pohja-Eesti Pank). В ходе нескольких сделок в 1995 году они оказались в собственности Правительства ЭР, БЭ и РЕР ((смотрите схему в свежем номере ДВ).
Согласно уставу, Фонд должен был заниматься вопросами погашения задолженности перед держателями сертификатов, но эту обязанность фонд передал банку РЕР. Так как на межгосударственном уровне вопрос разблокирования средств не решался, фактически у держателей сертификатов было только две возможности получить свою валюту: либо продать сертификаты на вторичном рынке, либо ждать, когда Фонд погасит долг из своего имущества.
Сундук изрядно опустошили
Долг ВЭБ уменьшался крайне медленно, т.к. Фонд и РЕР никаких реальных действий для урегулирования долга не предпринимали. Некоторые собственники заблокированной валюты собирались в «группы по интересам» и пытались решать вопрос с Москвой самостоятельно. Именно таким образом был создан Таллинский клуб кредиторов (Клуб) со штаб-квартирой в Петербурге. Вице-президентом клуба был ныне покойный О.Эстер, обладавший обширными связями в высших кругах РФ. На практике у кредиторов, объединенных в Клуб, получалось успешно решать те задачи, которые были возложены на Фонд и РЕР и которые Эстонское государство в конечном итоге провалило.
В частности, в 2000 году Клуб был на шаг от полного погашения задолженности ВЭБа перед эстонской стороной. В июне 2000 г. Клуб обратился к руководству ВЭБа с просьбой предоставить информацию об остатках по корреспондентским счетам коммерческих банков Эстонии. Получив эти сальдовые остатки, Эстер от имени Клуба написал в Департамент внешнего долга Минфина РФ по поводу обмена своих долговых требований на валютные облигации на условиях Лондонского клуба. Для оптимизации урегулирования он обратился также к губернатору Московской области Б. Громову с предложением о возможной конверсии долговых требований эстонских кредиторов в инвестиционные программы Московской области. Губернатор одобрил предложения и обратился к заместителю председателя правительства РФ А.Кудрину с просьбой о конверсии требований клуба в объекты Московской области.
Продолжение:
Подробнее читайте в свежем номере «
Деловых Ведомостей».
Autor: Aнастасия Тидо
Похожие статьи
Бывший руководитель Банка Эстонии Вахур Крафт сегодня вновь давал показания комиссии по расследованию дела фонда ВЭБ.
Мы публикуем полный текст расследования ДВ, которое опровергает общепринятую версию пропажи 32 млн. долларов из Фонда VEB. Согласно версии ДВ, схемы могли понадобиться только эстонским участникам истории, в то время как российским участникам (в т.ч. Александру Маттю) это было не нужно.
Предлагаем взглянуть на «тайны фонда VEB» под новым углом на фоне фактов, полученных ДВ по собственнымканалам. А туда ли мы смотрели?
Глава комиссии Рийгикогу по расследованию дела фонда ВЭБ Райнер Вакра сообщил после прослушивания Вахура Крафта, что серьезно обеспокоен проблемами с памятью у финансовых руководителей времен фонда ВЭБ.
ДВ публикуют продолжение истории о фонде VEB Fond. По "счастливой случайности" путь от замороженных требований к Внешэкономбанку до валютных облигаций российского правительства прошли лишь те сертификаты фонда VEB Fond, которые приобрели правительство и Банк Эстонии. Остальные кредиторы остались ни с чем.