Порядком поднадоели уже эти бродящие по
Европе призраки. Примерно год назад очередной такой забрёл из Америки - призрак
большого финансового кризиса. Зашатались крупнейшие в мире финансовые компании,
на рынке - полное недоверие банков друг к другу. Постоянно выходят
негативные новости, касающиеся в том числе и скандинавских банков. Можно
понять беспокойство людей, считающих, что теперь запахло жареным и у нас.
ДВ беспокойство людей понимает, но не разделяет. Сразу оговоримся, что дело не в попытке приукрасить ситуа цию, период сейчас действительно сложный, легко в ближайший год-два не будет никому. В том числе и банкам. Однако объективных причин ожидания краха банковской системы мы не видим, и соответственно, не видим и повода не то что для паники, но и для большого беспокойства.
Естественно, не избежать банкам потерь по кредитам. Не надо ходить к гадалке, чтобы предсказать увеличение и, возможно, даже весьма существенное, числа просроченных и безнадёжных ссуд. Но это проблемы банков, с которыми им вполне по силам справиться.
Ещё раз напомним (писали об этом в прошлом номере), что Банк Эстонии предпринял определённые шаги для обеспечения надёжности финансовой системы. В частности, требования по обязательным резервам повышены ещё два года назад до 15% от всех обязательств коммерческих банков. В странах еврозоны этот показатель составляет 2%. По сути это означает возможность при необходимости снизить этот самый норматив, высвободив ликвидные средства банков. Т.е. деньги у банков есть, и Центробанк в случае необходимости легко может подкинуть банкам десяток миллиардов их же денег, а например, 1 млрд. крон означает примерно 7,5 тыс. крон на каждого жителя страны.
Кроме того, банки в хорошие времена подкопили себе жирка. Их суммарный собственный капитал сегодня составляет почти 30 млрд. крон. Проще говоря, могут они себе позволить потерять десяточку, при этом они всё равно будут вписываться в норматив достаточности капитала - т.е. смогут ещё увеличивать кредитный портфель. А способность банка не только удовлетворить требования вкладчиков, но и дать хорошему клиенту кредит - это очень важно для нормального функционирования экономики.
Потом не будем забывать, что Эстония не стоит на переднем крае обороны, и даже не находится в гуще событий. С нами ЕС со всей своей финансовой мощью. Кроме того, есть госрезервы, немалая часть которых сейчас размещена на Западе. В нынешней ситуации никто не будет осуждать власти, если они будут держать больше наших денег в наших банках. Где сегодня надёжнее держать деньги: в бумагах Германии или Франции, или в эстонских банках (а это значит, зависеть от наших заёмщиков)? Иными словами, кто сегодня более платёжеспособен: правительства Германии или Франции, или наши люди и фирмы? Вопрос сложный.
Европа не пошла по пути США в том смысле, что плохие кредиты у банков государства не выкупают. Но беззубыми центробанки Старого Света назвать нельзя. Уже прошло не одно сообщение о национализации того или иного банка. Швеция, кстати, уже имеет опыт масштабной национализации банков. Теперь представим себе, что БЭ ответит на просьбу банков о помощи, попросит освободить для них место в книге акционеров, а то и вовсе попросит оттуда нынешних владельцев. Такое предположение кажется наивным - так прямо варяги и расстались с нажитым!
Проблемой банков была и остаётся большая зависимость от кредитов зарубежных банков. Сегодня эта цифра превышает 85 млрд. крон, депозитов при этом привлечено лишь 152 млрд. крон. При этом руководители банков не раз говорили, что в идеале свои вкладчики финансируют кредиты. Что тут говорить, надо повышать проценты по депозитам, тогда и вклады будут расти, и финансовая система вылечится.
Похожие статьи
Многие семьи в Эстонии порой оказываются в сложных жизненных обстоятельствах. Но даже небольшая помощь способна существенно облегчить их положение и дать надежду на лучшее. В этом году компания
Wallester присоединилась к важной благотворительной инициативе, став партнером фонда
Naerata Ometi. Миссия этой организации проста – не оставлять людей наедине с их бедами.