Успешный эстонский бизнесмен Урмо Валлнер давно знаком с замминистра обороны России Алексеем Криворучко и помогал ему вести бизнес. Они сотрудничали в «Аэроэкспрессе» Максима Ликсутова.
Урмо Валлнер – стратегический аналитик и бизнес-консультант «как по эту, так и по другую сторону границ Эстонии», говорится на
сайте компании Velström Vallner Tohver (VVT). Он действительно много работал за рубежом, в частности, в России. Он был близок «Аэроэкспрессу», треть которого до сих пор принадлежит бывшей жене руководителя транспортного департамента Москвы Максима Ликсутова Татьяне. А также владел долей в компании, обеспечивающей WiFi в транспорте российской столицы («МаксимаТелеком»).
Из-за близости к Ликсутову и фирмам-подрядчикам Москвы, Валлнер – наиболее часто фигурирующий в российских
расследованиях эстонец.
С Ликсутовым лично Валлнер не знаком – так он говорил российской прессе. Но не отрицал деловые связи и знакомство с Алексеем Криворучко (раньше был гендиректором концерна «Калашников» – крупнейшего российского производителя боевого автоматического и снайперского оружия, управляемых артиллерийских снарядов, а также широкого спектра высокоточного оружия).
- Урмо Валлнер Foto: Raul Mee
Компания Koger&Partnerid, в которой Валлнер был членом правления, должна была строить торговые площади в Тбилиси в 2008 году, но тогда этому помешал спровоцированный Россией конфликт в Абхазии. «Конечно, войну в Грузии ничем оправдать нельзя, но, если подходить к этому цинично, строителям она выгодна, ведь все разрушенное нужно будет вновь отстраивать», –
говорил ДВ Валлнер.
Валлнер
признавался газете РБК, что «давно знает» Криворучко, и даже покупал у него офшор Malver, через который стал совладельцем «МаксимаТелеком» (Malver все еще принадлежит Валлнеру, сказал он ДВ, но он больше не владеет «МаксимаТелеком». Валлнер отказался от дальнейших уточнений). Тогда сотрудничество двух топ-менеджеров воспринималось просто как бизнес. СМИ пытались выяснить, была ли предвзятость при распределении контрактов Москвы в пользу «Аэроэкспресс» (в котором Валлнер был консультантом, а Криворучко – в то же время гендиректором) или «МаксимаТелеком».
Но теперь идет война, а занимающий уже четыре года должность замминистра обороны эту войну ведет – отвечает за техническое обеспечение российской агрессии.
Поэтому мы решили найти Валлнера и расспросить о старом знакомом. С ним связалась корреспондент Äripäev Марге Угезене. Эстонский бизнесмен сразу сообщил, что они с Криворучко больше не общаются, а виделись около 5 лет назад.
Как вы попали в «Аэроэкспресс»?
– Да кто же теперь вспомнит? Хотя в России пишут, что я – финансист Максима Ликсутова, но я видел этого человека один раз в жизни 10–15 лет назад. Это был всего один обед, когда мы сидели за одним столом. Я не имел чести поговорить с ним.
Что это было за событие, кто еще там был?
– Не могу сказать.
Что вы можете рассказать о замминистра обороны России Алексее Криворучко? Что это за человек?
– Не хочу об этом говорить, что было, то прошло.
Но вы работали в «Аэроэкспрессе» довольно долго, это значит, что он как руководитель компании вас устраивал?
– Да, разумный человек.
Если бы вы сейчас встретились с Криворучко, что бы вы ему сказали?
– Очень сложный вопрос… (долгая пауза – прим. ДВ) наверное, у вас тоже есть одноклассники, которые потом попали в тюрьму или сделали что-то не так. Что бы вы сделали, если бы увидели его на улице?
Вероятность того, что я увижу или встречу его, близка к нулю.
У вас ведь остались другие связи в России. Ваши знакомые сейчас обращаются к вам за консультациями?
– К счастью, нет. Не хочу иметь дел с Россией. Мне было бы трудно подвести друзей.
Видно, что вам не очень приятны вопросы про Криворучко.
– Конечно. Что вы скажете, если вас спросят, как вы сегодня относитесь к заместителю министра обороны России? Мне очень не хочется говорить на эти темы. Мне это не нужно.
Как вы считаете, удастся ли вести бизнес с Россией в будущем, хотя бы в отдаленном?
– Это зависит от правительств других стран: они либо открывают путь для ведения бизнеса, либо блокируют его.
А отношения между людьми остаются. И Бог знает, как люди в России на самом деле относятся к происходящему. Можно проводить разнообразные исследования, но в этой ситуации, по всей видимости, большинство тех, кто против войны или ситуации, этого не выскажут.
Сомневаюсь, что те, кто сейчас общаются с живущими в России, спрашивают у них, как они относятся к войне. Хотят ли они ставить другого человека в неловкое положение? И, видимо, они думают о том, а что будет, если в ответ они получат оправдание войны? Кто-то был тебе хорошим другом, а потом все пропало по идеологическим причинам.
Я надеюсь, что война в Украине закончится быстро.
Как до войны россияне относились к партнеру из Эстонии?
– За весь российский период я не встретил ни одого человека, который негативно относился бы к эстонцам или Эстонии. И Криворучко относился к Эстонии, ко мне, другим эстонцам с большим уважением.
Он вообще был заинтересован в ведении бизнеса с Западом. Если вы посмотрите на «Аэроэкспресс», то сначала там ходили российские поезда, а в его время начали ходить поезда Stadler (двухэтажные поезда швейцарской Stadler Rail AG «Аэроэкспресс» закупает с 2013 года, первые 4 состава были сделаны в Швейцарии, остальные – в Минске, Беларусь — прим. ДВ). Но самым главным критерием была цена. В то время это был не политический вопрос, а технологический.
Главный оружейник России
Алексей Криворучко не только совмещал посты гендиректора «Аэроэкспресса» и «Калашникова», но и был владельцем этого оружейного концерна.
Расследователи Фонда борьбы с коррупцией (ФБК)
утверждают, что Криворучко продолжал владеть концерном и после того как стал замминистра обороны: «Целых два с половиной года Криворучко совмещал высокий пост в Минобороны и владение "Калашниковым". То есть закупал сам у себя стрелковое оружие, авиационные ракеты, средства ПВО и армейскую спецтехнику. Он кровно, свои кошельком, был заинтересован в нагнетании милитаристской истерии».
В 2020 году
сообщалось, что новым владельцем «Калашникова» стал Алан Лушников.
Криворучко находится под
санкциями ЕС с 2020 года (как причастный к отравлению политика Алексея Навального) и
Канады (по тому же основанию), а с 2022 года – под санкциями
США (как сотрудник Миноборны),
Великобритании (как непосредственно ответственный за российское вторжение в Украину), Австралии, Новой Зеландии, Японии.
Похожие статьи
Спасая туристический бизнес в пандемию, Эстония дала 100 000 евро ресторанчику Татьяны Ликсутовой, выяснили ДВ. При этом только официальные активы бывшей жены московского чиновника оцениваются примерно в 40 миллионов евро.
«Мы хотели построить второй магазин, с постерами. Вот эту ламу, например, авторства моей жены можно подарить боссу. Потому что вешать на стену портрет президента, как это принято в России – это скучно и неправильно, а лама – в самый раз», – говорит предприниматель Андрей Антонюк, который живет в Эстонии вместе с семьей уже больше четырех лет.
Украинская «дочка» эстонского строительного концерна Nordecon пострадала от российского вторжения – объекты оказались под оккупацией, ушедшие на фронт сотрудники погибли. О том, каково вести бизнес в условиях войны, ДВ поговорили с членом правления Nordecon Прийтом Луманом и исполнительным директором Eurocon Ukraine Юрием Петриком.
Недавно на страницах Äripäev и ДВ появился материал под заголовком «Война в Украине способствовала расцвету грузинской экономики». Своим взглядом на изнанку этого расцвета делится журналист Алексей Шишкин, живший в Грузии и побывавший во всех регионах страны.