Чтобы оформить сделку купли-продажи, продавец и покупатель должны договориться не только о цене недвижимости, но и о ее качестве, то есть о том, в каком состоянии недвижимость будет продана, пишет присяжный адвокат LEXTAL Алена Бурова.
Согласно закону продавец обязан проинформировать покупателя о качестве и состоянии продаваемого объекта, в том числе и о скрытых недостатках. В судебной практике такими недостатками признавали, например, плесень, скрытую под обоями, неработающую систему отопления и даже шум от соседей.
Продавец обязан передать покупателю недвижимость в том качестве и состоянии, о котором они договорились. Ответственность продавца за то, что продаваемый объект соответствовал в момент сделки оговоренным условиям, сохраняется и после сделки купли-продажи и передачи ключей.
Если покупатель после сделки обнаружит, что проданный объект не соответствовал оговоренным условиям и имел недостаток (дефект), он имеет право предъявить продавцу претензию. В зависимости от конкретного случая покупатель имеет право потребовать устранения дефекта, снижения цены или компенсацию, а при определенных условиях и расторгнуть договор купли-продажи.
В отношении тех недостатков, о которых продавец проинформировал покупателя, претензию покупатель предъявить не может. Поэтому очень важно максимально детально описывать в договоре состояние объекта, его качество и все недостатки, чтобы покупатель потом не смог заявить, что проданный объект не соответствует условиям, о которых стороны договорились. Это поможет продавцу избежать в дальнейшем претензий со стороны покупателя, долгих (порой длящихся годами) и дорогих судебных споров с ним, а также финансовых трат на устранение недостатков.
Если в договоре отсутствует информация о качестве объекта и условиях, которым он должен соответствовать, то предполагается, что он должен соответствовать по крайней мере
стандарту среднего качества. В марте этого года Государственный суд
в своем решении уточнил, что
стандарт среднего качества для новых и старых домов - разный, то есть, если условия не указаны, то состояние проданного дома должно быть не хуже, чем обычно у домов такого возраста.
Если продавец хочет продать дом в состоянии хуже среднего, то детальное описание объекта, а в особенности его недостатков, особенно важно, так как не всегда общее описание «требует капитального ремонта» может быть достаточным.
В апреле этого года
в другом своем решении Государственный суд разъяснил, что в случае, когда состояние объекта описано в договоре недостаточно подробно и его можно трактовать по-разному, то суду необходимо устанавливать, какова была воля сторон при заключении договора. Если установить это невозможно, то необходимо трактовать договор с позиции того, как должно было бы понимать эту договоренность разумное лицо.
В упомянутом выше судебном деле между продавцом и покупателем возник спор по вопросу соответствия канализационной системы условиям договора. Продавец указал в договоре, что дом соединен с системой центральной канализации, а также, что дом нуждается в капитальном ремонте. После покупки новый собственник объекта недвижимости обнаружил, что, хотя подключение к центральной канализации было оформлено, канализационная система фактически не работала, так как технически труба не была соединена с системой.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что канализационная система не соответствовала условиям договора и присудил покупателю компенсацию. Продавец оспорил это решение, и суд второй инстанции пришел к выводу, что, поскольку дом требовал капитального ремонта, то такой же ремонт мог потребоваться и канализационным трубам, поэтому покупатель должен был предполагать, что возможно потребуется их ремонт или реновация, а значит, это ответственность покупателя, и нарушения договора суд не усмотрел.
Государственный суд счел решение окружного суда не обоснованным, так как суд не обосновал, почему он трактовал договоренность сторон в отношении системы канализации именно таким образом, и отправил дело на новое рассмотрение.
Первое дело было начато в декабре 2019 года, и окончательно решение вступило в силу лишь спустя три с половиной года. Второе дело было начато в мае 2019 года, и спустя четыре года после его начала все еще находится на рассмотрении в суде. Это лишний раз подчеркивает, насколько важно детально описывать продаваемый объект в договоре, чтобы минимизировать риски дальнейших претензий и судебных споров.
Следите за ДВ в соцсетях! Подписывайтесь на наш подробный Telegram, оперативный Facebook и красивый Instagram.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
В очередной раз приближается 30 июня – срок подачи отчета за хозяйственный год для большинства предприятий Эстонии. Учредитель и сотрудник бухгалтерского бюро PUNAMOON OÜ Анна Евтух рассказывает о наиболее распространенных ошибках при составлении годового отчета.
На этой неделe юрист консалтинговой компании ABConsult Plus OÜ, PhD, Анжела Мелихова рассматривает вопросы, связанные с трудоустройством волонтеров.
Адвокат LEXTAL Алёна Бурова рассказывает, на что следует обращать внимание при оформлении документов у нотариуса.
На этой неделe в Полезной рассылке ДВ адвокат LEXTAL Алёна Бурова рассказывает об обязанности голосования на собрании пайщиков или акционеров компании в свете практики Государственного суда.
Для разработчика программного обеспечения Meradaобеспечение безопасности является одинаково важным как при создании новых продуктов, так и при минимизации риска кибератак. Для этого в сотрудничестве с Teliaрегулярно проводятся проверки уязвимостей.