Руководителю по развитию продукта Bolt Евгению Кабанову 2022-й год больше всего запомнился войной в Украине, биржевым крахом и тем, что Илон Маск купил Twitter. А самым ярким технологическим впечатлением года стал чат-бот на основе искусственного интеллекта ChatGPT.
- Руководитель по развитию продукта Bolt Евгений Кабанов. Foto: Андрес Хаабу
«В войне поразила жестокость, - поделился Кабанов, отвечая на опрос ДВ. - Никто не ожидал, что в 2022 году в центре Европы начнется война на уничтожение народа. Это вызвало катастрофическую переоценку целого ряда ценностей и понятий, представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Мы теперь живем в Европе, где идет война, и сколько это продлится, непонятно.
Опрос ДВ
2022-й стал годом военного, миграционного, экономического и энергетического кризисов.
ДВ подводят его итоги традиционным опросом эстонских предпринимателей из разных секторов экономики. Мы попросили наших собеседников рассказать, как сказался уходящий год на их деятельности, и с какими ожиданиями и надеждами они вступают в 2023-й.
Маск же устроил просто театральное шоу! Вначале покупка без нормального due diligence, потом попытка отказаться, потом драматические жесты один за другим (спорные по своей рациональности и способу коммуникации). Чистая мелодрама! Twitter как коммерческая организация последние лет восемь стагнировал, поэтому любое изменение мной воспринимается позитивно. Хотя то, что Маск пытается сделать, мне непонятно. Не уверен, что понятно ему.
Биржевого краха я ожидал несколько лет: рынок вел себя нерационально, и бесконечно так продолжаться не могло. Уверен, что кризис продолжится и в 2023 году, и убежден что это положительное явление для биржи, ибо вымывает из экономики неэффективность. Дальше будет обычный цикл роста: экономика растет, продуктивность увеличивается, технологии разрабатываются (даже такая вещь как «зеленый поворот» будет драйвером, ибо нужно будет внедрить огромное число технологий).
Следствием биржевого краха стали сокращения в IT-компаниях. Денег на инвестиции стало меньше, а ожидания инвесторов по возврату возросли. Очень долго на рынке были очень дешевые деньги, на которые нанимались люди, которые не факт, что были продуктивны (а если и были – не факт, что выполняли функции, нужные данной компании). Сейчас идет корректировка – нормальный и естественный процесс. Он очень неприятный для людей, но в технологиях редко кто не находит новой работы.
Война вызвала катастрофическую переоценку целого ряда ценностей и понятий, представление о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Евгений Кабанов
руководитель по развитию продукта Bolt
Bolt, на который я работаю, всегда в этом отношении был эффективен: мы никогда не набирали того, кто не нужен. Поэтому мы в этом году людей не сокращаем и продолжаем нанимать. Конечно, какое-то замедление мы тоже почувствовали, но мы были подготовлены к этой ситуации гораздо лучше, чем наши конкуренты. У нас есть дисциплина: для каждой траты всегда должно быть достаточное обоснование плюс есть процесс урезания трат, если они теряют свою эффективность.
В сфере IT мир под конец года получил подарок: чат-бот на основе искусственного интеллекта ChatGPT. Для меня стало открытием, насколько это был качественный скачок по сравнению с предыдущими итерациями искусственного интеллекта из серии Large Language Models.
Больше всего поразили естественность речи и богатство стиля. Я мог сказать боту: «А напиши мне в стиле Шекспира». «А напиши в стиле чикагского рэпа». «А что бы Фейнман про это сказал?» Мощность модели, богатство стиля и количество ассоциаций, которые модель запоминает, просто поражает: стало понятно, что везде, где пишется какой-то контент, это будет первый инструмент.
Никогда бы не подумал, что журналистов автоматизируют раньше, чем водителей, но в ChatGPT я верю теперь больше, чем в самоуправляемые автомобили, которые нам ваяют уже 10 лет. Машину программы водить в итоге не умеют, зато текст пишут очень прилично.
Конечно, людей ChatGPT не заменит, но он сумеет взять на себя ту часть работы, которую, как раньше было принято считать, нельзя автоматизировать. Журналистская работа будет переосмыслена: исследование, понимание, интервью – все это останется, но сборку и редактирование конечного текста можно будет автоматизировать достаточно быстро. Программистов заменить сложнее, но и для них ChatGPT станет подспорьем.
Я пока использую эту программу для комментариев в интернете (Linkedin). Гениальная вещь: я что-то написал про крипту, мне начали отвечать, и я начал использовать ChatGPT для генерации ответов. Получается очень осмысленно».
Похожие статьи
Крупный бизнесмен Олег Осиновский поделился итогами и впечатлениями года – как предпринимательскими, так и личными.
Директор эстонской телекоммуникационной компании Top Connect Владислав Соболев делится итогами года: его сектор оказался незатронутым войной, и обороты фирмы растут.
Если смотреть только на цифры, может показаться, что в пищевой промышленности доходы растут. Но на самом деле – это лишь свидетель инфляции. В реальности сектору приходится трудно, пишет глава Союза предприятий пищевой промышленности Сирье Потисепп, подводя итоги года.
Приоритет каждой организации – это безопасность труда и ее сотрудника, ведь безопасная рабочая среда предотвращает травмы и обеспечивает производительную, эффективную работу. Очень важно выбрать для работника специальную подходящую обувь, исходя из анализа рисков конкретной компании. Какие факторы следует учитывать при выборе обуви, рассказывает Мартин Локк, заведующий магазинов спецодежды и СИЗ Grolls.