Один из старейших в Таллинне маклеров по недвижимости Рейн Рахуоя (FIE Rein Rahuoja Kinnisvaraagentuur) рассказывает о том, как арендодатели в условиях коронакризиса идут навстречу арендаторам и снижают цену. "Что касается сделок купли–продажи, то здесь царит неуверенность: народ боится брать кредиты", - констатировал маклер в интервью "Деловым ведомостям".

- Маклер по недвижимости Рейн Рахуоя (FIE Rein Rahuoja Kinnisvaraagentuur). Foto: Частный архив
Я занимаюсь недвижимостью более 20 лет, с 1995 года. И если раньше были заказы, подписывали договоры, то теперь из–за кризиса у меня больше отдыха, чем работы.
Количество клиентов сильно сократилось, активность упала на 30–40%. Иностранные работники и туристы обычно поддерживали рынок аренды, но теперь их нет.
Что касается сделок купли–продажи, то здесь царит неуверенность: народ боится брать кредиты и вкладывать деньги в недвижимость. И хотя продавцы на рынке присутствуют, недостаточно покупателей.
«Деловые ведомости» провели опрос среди предпринимателей и руководителей предприятий, представляющих различные сферы экономики. Мы попытались выяснить, насколько уверенно чувствует себя эстонский бизнес в преддверии обещанной медиками второй волны пандемии коронавируса. Мы задали предпринимателям следующие вопросы:
•Как изменился сегодня ваш бизнес?
•Что нынешней осенью вам приходится делать иначе?
•Какие ошибки вы, возможно, допустили, реагируя на первую волну коронавируса нынешней весной?
•Пройдено ли, с вашей точки зрения, дно кризиса?
•Как скоро ситуация может измениться к лучшему?
И это повсеместно, по всей Эстонии: люди разом потеряли надежду на светлое будущее. Вряд ли кто–то оказался к такому заранее подготовлен, тем более, в сфере недвижимости.
Как я реагировал на кризис? Советовал арендодателям скорректировать размер арендной платы, например. У меня есть арендодатель, у которого 13 квартир. Возник вопрос, как ему поступить, если жильцы не могут платить аренду. Я предложил ему временно снизить арендную плату процентов на 20–30.

- Рейн Рахуоя: "Заключать новые договоры аренды сейчас довольно сложно". Foto: Эрик Прозес
Он к совету прислушался, и все жильцы у него до сих пор на месте. Заключать новые договоры сейчас довольно сложно, цена аренды упала примерно на треть по сравнению с прошлым годом.
Нет, дно кризиса еще не пройдено, судя по тому, что снова растет число зараженных, а на предприятиях начались большие сокращения. Хорошо, если мы пройдем это дно в марте–апреле будущего года.
Нужно понимать, что рынок недвижимости сразу не восстановится, на это потребуется время. Если судить по прошлому кризису, восстановление объемов до уровня 2008 года произошло лишь к 2017 году, то есть, это заняло почти девять лет.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Чувство уверенности покупателей на рынке недвижимости Эстонии начало крепнуть, а пик кризиса позади, считают в фирме недвижимости Endover, пишет
rus.err.ee.Рынок недвижимости устоял перед коронавирусом: в августе цены на квартиры в Таллинне были на 8,5% выше, чем годом ранее.
Разумный уровень цен в Selver подтверждается как собственными анализами компании, так и опубликованными в СМИ исследованиями покупательских корзин. Прочитайте подробнее и узнайте также семь советов по экономии от Selver.