Киевский бариста Влад Федчук уже год содержит кофейню в условиях войны – несмотря на рост расходов, снижение числа клиентов, пять месяцев отключений электричества и периодические обстрелы города.
- Влад Федчук готовит кофе. Foto: Стен Ыйтспуу
Ресторанный бизнес в Украине продолжает работать: по имеющимся данным, к концу 2022 года по стране
было открыто 70% заведений от довоенного числа. Клиенты
отдают предпочтение простой горячей еде и небольшим точкам, которых в столице
становится даже больше.
Первый день войны хозяин кафе Fedchuk Влад Федчук провел на работе. Как и многие украинцы, в то утро он сперва бросился в продуктовый и аптеку. А потом неожиданно для самого себя «все равно пошел и открыл кофейню» – маленькое заведение в одном из жилых районов Киева к тому моменту работало всего пять месяцев.
«В тот день даже были клиенты, но намного меньше обычного. Люди приходили с глазами по пять копеек, просто пили кофе – молча. Приходили с сумками, готовые к отъезду из Киева, но перед выездом решали зайти на кофе. Говорили "присядем на дорожку" и уходили», –
рассказывал Федчук «Деловым ведомостям» прошлой весной.
Вечером, когда обстрелы усилились, он все-таки спустился в бомбоубежище, где в итоге прожил полтора месяца. В следующий раз Федчук открыл свое заведение уже в середине марта – днем работал, а ночевать спускался в бункер. С тех пор кофейня больше не закрывалась.
Цены пришлось поднять
Но мысли о том, чтобы прекратить бизнес, за год войны Федчука посещали. «Я советовался со своими коллегами, владельцами кофеен. Они просто говорили: ты должен удержать то, что есть. Это всё, что от тебя сейчас требуется», – рассказывает предприниматель. «Деловые ведомости» вновь связались с ним в годовщину с начала полномасштабного вторжения.
«Если я закрываю бизнес, продаю его – Путин выигрывает, на самом деле. А я не хотел бы, чтобы он выиграл, поэтому я бизнес не буду закрывать. Я буду работать», – рассуждает Федчук.
Работать не в убыток получается благодаря тому, что арендодатель делает «максимально возможную скидку». Такой вариант доступен далеко не всем, и многие вынуждены закрываться, замечает он.
Самому же Федчуку пришлось поднять цены – исходный продукт, т.е. кофейные зерна за прошлый год
подорожали на 30% из-за сокращения предложения в мире, сложностей логистики и девальвации гривны.
«Самое дорогое, самое шикарное зерно, которое я раньше покупал, стоило 600 гривен, теперь – 1130 гривен (за килограмм – ред.)», – говорит Федчук. Часть клиентов ушла, но часть осталась верна заведению. Переходить на более дешевое зерно Федчук считает неправильным.
«Я бы не хотел, чтобы их (клиентов – ред.) любимый вкус пропал. Я не хотел, чтобы потеряли элементарное – кофе. Поэтому я поднял цены – не сильно, но и не мало для нашего района», – объясняет бариста.
Кофе на газовой горелке
Начиная с сентября российские беспилотники и ракеты атаковали объекты энергетики Украины, из-за чего миллионы людей во время осенних и зимних холодов оставались без электричества, отопления и чистой воды. В декабре мэр Киева Виталий Кличко заявил, что столицу ждёт «апокалипсис», если обстрелы продолжатся с той же интенсивностью.
«Это был очень сложный период – большая доля моих гостей уехала из Киева, – рассказывает Федчук. – Они уехали туда, где есть элементарно вода в доме. Из-за этого бизнес очень сильно пострадал». Сам он продолжал работать и даже варил ко
фе на газовой горелке.
«Я решил, что не буду покупать генератор, потому что обслуживать его очень дорого. Он бы мне с тем потоком клиентов, которые у меня есть, не окупился», – поясняет предприниматель.
Сейчас свет и тепло в столице есть. Ранее в феврале глава «Укрэнерго» Владимир Кудрицкий
говорил, что худшее для энергосистемы Украины позади, хотя весна и лето могут быть непростыми.
«Все уже поняли, что будет тяжело»
Федчук надеется, что его бизнес продержится до конца войны и застанет восстановление украинской экономики: «Я читал статью о том, что нам, Украине, дадут очень много денег, чтобы поднять экономику, Рост начнётся с 24 года. Я не готов сейчас закрывать [кофейню] и всё бросать. Я хочу работать».
Хочется, чтобы всё получилось. Хочется, чтобы мы победили и тогда будет всё круто.
Влад Федчук
хозяин киевской кофейни
Как устоять до этих времен? План простой – продолжать работать, хотя это будет и нелегко, говорит Федчук: «Была речь президента на Новый год, после которой, мне кажется, все всё уже поняли, что будет очень тяжело. Но, как правило – через тернии к звёздам. Ничего просто так не бывает, надо трудиться, надо работать».
Сам хозяин кофейни старается сохранять хорошее настроение: «Деструктивно – быть не в моменте, не в ресурсе. Я сфокусирован на малом. Пока получается».
Похожие статьи
Вторжение России в Украину длится уже год - это катастрофа для людей и потрясение для экономик воюющих стран. А для всего мира - смена курса от демилитаризации к наращиванию военных расходов.
Управляющий партнёр украинского юридического бюро «Ильяшев и партнёры» Михаил Ильяшев рассказал ДВ о том, как предприятия в Киеве жили во время войны. По его словам, первые дни вторжения никто не думал о бизнесе вообще, в последующие месяцы все беспокоились о сохранности активов, а с середины апреля бизнес начал приспосабливаться к жизни в новых условиях.
Украинская журналистка Анастасия Шевченко рассказала ДВ о том, как сложилась её жизнь после начала войны. Самой ей удалось вывезти за границу маленькую дочь и маму, нуждавшуюся в лечении. А вот отец Анастасии практически сразу попал в оккупацию.
Приоритет каждой организации – это безопасность труда и ее сотрудника, ведь безопасная рабочая среда предотвращает травмы и обеспечивает производительную, эффективную работу. Очень важно выбрать для работника специальную подходящую обувь, исходя из анализа рисков конкретной компании. Какие факторы следует учитывать при выборе обуви, рассказывает Мартин Локк, заведующий магазинов спецодежды и СИЗ Grolls.