Следы предприятий, связанных с многомиллионным кредитом, выданным под строительство торгового центра T1, можно найти по всему миру. Те же кредиторы финансировали, в частности, Uber, Spotify и Airbnb.
- Вокруг торгового центра T1 разгорелся конфликт. Foto: Liis Treimann
Впервые статья была опубликована 24 мая 2020 года.
«Airbnb получил от новых инвесторов 1 миллиард долларов, который должен помочь компании пережить резкий спад, вызванный коронакризисом», - такое сообщение в начале апреля прошлого года опубликовало издание Financial Times. Этими инвесторами были компании Silver Lake и Sixth Street Partners (SSP). Одна из них находится в центре крупного конфликта в Эстонии.
В ноябре 2016 года эстонская биржевая компания Pro Kapital и международная финансовая платформа TSSP (TPG Sixth Street Partners) объявили о подписании пятилетнего соглашения о финансировании на общую сумму в 65 миллионов евро. Цель сбора денег была проста: построить торговый центр T1 рядом с центром Юлемисте. Полученные деньги составляли большую часть инвестиций в строительство.
Инвестиционная компания управляет колоссальными суммами
Кто он - кредитор Pro Kapital? На момент выдачи кредита, TPG Sixth Street Partners (TSSP) была т.н. кредитным агентом международной компании по управлению частным капиталом TPG. Суммы, которыми управляют две эти фирмы, колоссальны: 33 миллиарда долларов (TSSP) и 119 миллиардов долларов (TPG).
TPG владеет мажоритарной долей, например, в компании по разработке продуктов кибербезопасности McAfee. Эта же фирма была одним из первых инвесторов Uber - в 2013 году, когда стоимость компании оценивалась в 3,5 миллиарда долларов TPG предоставил ей 90 миллионов долларов. К тому времени, когда Uber вышел на биржу, стоимость доли TPG выросла до 1,4 миллиарда долларов. Были и другие подобные инвестиции.
На сегодня TPG и TSSP разошлись. Компании начали вторгаться в поле деятельности друг друга и решили, что лучше быть конкурентами, чем одной семьей. В конкурентную борьбу они вступят не сразу: согласно соглашению о расторжении отношений, подписанному в начале этого мая, одной компании нельзя начинать заниматься основным бизнесом другой до 2021 года.
Бизнес начался посреди краха
TSSP была создана во время финансового кризиса, когда Алан Ваксман, банкир, ставший партнером Goldman Sachs в возрасте 31 года, решил начать собственный бизнес. Стартовый капитал он получил от TPG. Изначально компания ориентировалась на кредитование, предлагая альтернативу традиционным банкам, но позже начала расширять бизнес.
В настоящее время компания инвестирует минимально 25 миллионов долларов за один раз, максимально - 500 миллионов долларов. В ее фокусе - финансировании быстрорастущих предприятий, то есть средства дают тем, кто уже вырос из стадии привлечения венчурного капитала и имеет хороший денежный поток.
"Дьявольские условия"
Одна из самых успешных сделок TSSP пришлась на 2016 год, когда шведский стриминговый сервис Spotify получил кредит в миллиард долларов. TSSP и TGP были не единственными инвесторами, но они предоставили около половины этой суммы.
Технологический портал TechCrunch не скупился на выражения, оценивая условия кредита - по оценке издания, они были "дьявольскими". Портал писал, что стриминг - это неизбежное будущее, поэтому Spotify пойдет на все, чтобы противостоять Apple. "Тот, кто сможет быстрее привлечь клиентов, будет зарабатывать деньги в течение долгого времени. Поэтому логично, что Spotify готова собирать инвестиции на безобразных и эксплуататорских условиях, чтобы иметь больше шансов на получение дохода в будущем", - сообщал TechCrunch.
Первоначально речь шла о займе, а не об увеличении уставного капитала - это могло вызвать недовольство существующих инвесторов. В то же время кредиторы сохранили за собой право конвертировать кредит в акционерный капитал позже, со скидкой в 20% во время выхода на биржу. Это ускорило необходимость проведения IPO, поскольку чем дольше тянулось время, тем более выгодными становились условия для кредиторов. Это было также одной из причин, по которой, выйдя на биржу в апреле 2018 года, Spotify не выпустил новых акций.
Владелец кредитного агента спрятан в США
TSSP одолжила Pro Kapital деньги через люксембургскую компанию Lintgen, созданную осенью 2016 года. Ее владелец, TAO Finance 3 LLC, базируется в Соединенных Штатах в штате Делавэр, имеющем репутацию налогового убежища.
По первоначальной информации, размер кредита, выданного фирме Tallinna Moekombinaat (дочерняя компани Pro Kapital, управляющая T1), составлял 65 миллионов евро, но, согласно последнему отчету, долг перед Lintgen дошел уже до 75 миллионов евро. В ежеквартальном отчете Pro Kapital сказано, что Tallinna Moekombinaat не смог выплачивать процентные платежи, а также пени, связанные с нарушением договора.
В управление TAO Finance входят британцы Эндрю Гомер и Мартин Пол Галливер, американец Даниэль Ванек и новозеландка Ванесса Зампига. О самой компании ничего не известно, кроме того, что она зарегистрирована в юридической фирме Maples Group.
Неожиданное внимание со стороны Обамы
Maples Group привлекла внимание общественности в ходе президентской кампании 2008 года в США, когда Барак Обама, который впоследствии стал президентом, привел эту юридическую фирму в качестве примера уклонения от уплаты налогов. «На Каймановых островах есть дом, в котором, как говорят, находится более 12 000 предприятий. Это либо самое большое здание в мире, либо крупнейшее в мире налоговое мошенничество", - сказал Обама.
В этом здании были зарегистрированы несколько крупных корпораций, таких как Coca-Cola и Intel. Правда, позже министром финансов в администрации Обамы стал Джек Лью, у которого также были связи с этим местом.
Крупные девелоперские проекты
Следы TAO Finance 3 можно найти, например, в Великобритании, где работает ее дочерняя компания под названием Maslow 2. Maslow 2 финансирует все виды недвижимости: как перестройку старых складов в многоквартирные дома, так и строительство роскошного пансионата Royal Haslar, который его девелоперы называют "национальным достоянием".
Одним из самых дорогих проектов Maslow 2 является кампус в Гилфорде, графство Суррей, стоимостью в 102 миллиона фунтов стерлингов.
Похожие статьи
Участники рынка ритейла считают санацию T1, скорее, исключением. Однако это не значит, что и у других торговых центров дела не могут пойти плохо, пишет сегодня Äripäev.
Все компании, занимающиеся хранением, транспортировкой или обработкой товаров, хорошо знают, какой важной инвестицией является покупка вилочного погрузчика. Правильный выбор погрузчика помогает повысить эффективность работы, усовершенствовать рабочий процесс и повысить безопасность труда. Давайте в этой статье рассмотрим, какие факторы следует учитывать, чтобы принять обоснованное решение о приобретении вилочного погрузчика, а в дополнение ознакомимся с трендами и потенциалом будущего.