Если крупные промышленные инвестиционные проекты в Эстонию будут реализованы, то потребность местного рынка в природном газе утроится. Для обычного потребителя это может означать снижение сетевых расходов.
- Открытие наземной части Balticconnector в прошлом году Foto: Liis Treimann
Несмотря на нестабильную ситуацию в мировой экономике, иностранные инвесторы испытывают интерес к Эстонии. С точки зрения потребности в поставках природного газа, в глаза бросаются два проекта: планируемый в уезде Ида-Вирумаа завод предварительной рафинации сланцевого масла и завод по производству метанола, который международная корпорация Larkwater хочет построить в Палдиски.
«Для потребителей это могло бы стать хорошей новостью. Завод по производству метанола станет использовать семь тераватт-часов газа в год. Планируемый объем потребления газа заводом предварительной рафинации составляет два и более тераватт-часов», - отметил председатель правления Eesti Energia Хандо Суттер на недавней пресс-конференции.
Член правления Eesti Gaas Рауль Котов признал, что если проекты завода по производству метанола и завода предварительной рафинации будут реализованы, то через пять лет потребление газа в Эстонии действительно может возрасти в три раза по сравнению с нынешним уровнем.
Завод по производству метанола, который собираются построить в течение пяти лет за миллиард евро, и на котором предположительно будут трудиться около 300 работников, будет использовать природный газ в качестве основного сырья: из метана можно произвести синтезированный газ, из которого, в свою очередь, можно произвести метанол.
Что касается завода предварительной рафинации, который хотят построить компании Eesti Energia, Viru Keemia Grupp и Kiviõli Keemiatööstus, то он нуждается в природном газе потому, что метан является основным источником промышленного водорода, водород же используется для вывода серы из сланцевого масла.
Сетевые тарифы упадут
Цена на газ формируется на мировом рынке, на котором доля Эстонии как потребителя крайне мала. Поэтому появление крупных потребителей подняло бы цену на газ лишь в том случае, если бы из-за них пришлось бы совершить крупные сетевые инвестиции, или если бы ухудшились возможности для импорта газа.
«В настоящий момент Эстония потребляет в год примерно пять тераватт-часов газа. Газовая система смогла бы пропустить в несколько раз больший объем газа. Большой вклад в импортные мощности газа, разумеется, внесет Balticconnector», - сказал руководитель по связям с общественностью сетевого предприятия Elering Айн Кестер. Таким образом, он опроверг опасения о том, что цена на газ может вырасти.
Член правления Eesti Gaas Рауль Котов также отметил, что техническая инфраструктура уже сейчас готова покрыть увеличение потребления в Эстонии, и поэтому цена на газ возрасти не должна.
Если мощности инфраструктуры будет достаточно, то добавление крупных потребителей должно как раз снизить сетевые сборы. «Логично, что если при том же уровне активов и расходов заметно возрастет потребление, то это снизит тарифы. В этом плане появление крупных потребителей очень положительно как с точки зрения Elering, так и для всех потребителей сетевого газа», - прокомментировал Кестер.
Влияние на рынок оценивать рано
Ожидаемые сейчас изменения произойдут только спустя пять лет, поэтому сложно предсказать, какие изменения на рынке вызовет появление двух новых крупных потребителей. «Как завод по производству метанола, так и завод предварительной рафинации будет покупать газ у поставщика, который сделает наилучшее предложение, и сегодня невозможно спрогнозировать, кто именно им окажется», - сказал член правления Alexela Марти Хяэль.
Рауль Котов обратил внимание на то, что рынок может стать более привлекательным для новых участников. «Для того, чтобы оценить, какими будут распределение долей рынка и возможная цепь газовых поставок, нужно посмотреть, будет ли к этому же времени готов LNG-терминал в Палдиски и литовско-польский газопровод. Думаю, что появятся новые продавцы и источники газа», - сказал он.
В Эстонию привлекла инфраструктура
В прошлом году было принято изменение в законодательстве, согласно которому был снижен акциз на газ для крупных потребителей и энергоинтенсивных предприятий. По словам Котова, это может привлечь инвестиции крупных компаний. «Разумеется, на решение инвесторов оказывает влияние налоговая и акцизная политика государства», - сказал он.
По оценке Марти Хяэля, ни сетевые затраты, ни акциз на газ не играли никакой роли, по крайней мере в случае инвестиции Larkwater. «Выбор завода по производству метанола в пользу Палдиски, согласно публичным заявлениям разработчиков, напрямую связан с LNG-терминалом, портами Палдиски, железнодорожным соединением Палдиски и отношением местного самоуправления», - сказал он.
Руководитель Larkwater Юха Микконен в
интервью «Деловым ведомостям» также сказал, что в Палдиски компанию привлекло наличие инфраструктуры.
Значительная доля крупных потребителей газа на рынке наблюдалась и ранее, когда в Кохтла-Ярве работал принадлежавший украинскому олигарху Дмитрию Фирташу завод по производству удобрений Nitrofert. В те годы, согласно имеющимся данным, максимальное потребление газа в Эстонии составляло около 10 тераватт часов.
Nitrofert вынужден был прекратить свою деятельность в 2013 году из-за подорожания сырья.