Ещё минувшей весной по требованию Евросоюза автомобили в Эстонии начали ездить на смеси традиционного моторного топлива с биокомпонентами в виде различных спиртов и эфиров. Однако до сих пор количество таких добавок лишь наполовину соответствовали евродирективному уровню. Поскольку требование ЕС должно быть выполнено в срок до начала 2020 года, с 1 апреля торговцев топливом обязали удвоить вливания.
Согласно внесённой ранее поправке в Закон о жидком топливе, начиная с апреля все действующие в Эстонии автозаправки обязаны перейти с бензина 95E5 на 95E10.
Как нетрудно догадаться, стоящие в конце наименования обозначения E5 и E10 означают долю биокомпонента в процентах. Если до сих пор можно было продавать бензин с 5-процентной добавкой, то теперь она должна стать 10-процентной. Аналогичная ситуация с дизельным топливом, в котором добавка биодизеля обязана возрасти с 3,5 до 7%. Соответственно, обозначается такое дизтопливо B7.
Впрочем, сегодня заехавший на автозаправку просто не поймёт, какое именно топливо ему предлагают, поскольку пока что на заправочных шлангах нет никакой маркировки - ни старой, ни новой.
«Вызвано это тем, что переход на новое топливо происходит не одномоментно, а постепенно, по мере расходования запасов старого топлива и замены его новым. Продлится переходной период недолго: уже к 1 мая все автозаправочные пистолеты будут оснащены маркировкой, дающей чёткую информацию о размере топливной биодобавки», - объясняет директор по маркетингу и коммуникации Neste Ристо Сюллисте.
Без паники
По случаю вводимого новшества эстонский топливный союз и Ассоциация автоторговцев (AMTEL) распространили предупреждение и длинный список автомобилей, к которым новое топливо не подходит. Данная информация вызвало переполох среди автовладельцев, обеспокоившихся, как бы новое биотопливо не загубило двигатели. Поэтому вслед за предупреждением эти же самые организации опубликовали обращение, в котором предлагали владельцам машин «не драматизировать ситуацию» и развеяли получившие хождение биотопливные мифы.
«Для подавляющего большинства автомобилей переход на новое топливо ничего не значит», – успокаивает автовладельцев руководитель Эстонской топливной ассоциации Магнус Браун.
«Год назад вы уже перешли с чистого бензина на бензин с 5-процентной добавкой, и ничего страшного не случилось. Сейчас процент добавки слегка возрастёт, но вы этого даже не заметите», - вторит ему исполнительный директор AMTEL Арно Силлат.
Мы вас предупреждали
В данном случае, к совету «сохранять спокойствие» следует прислушаться. Заблаговременное предупреждение – естественная подстраховка предпринимателей в условиях, когда клиент может подать на продавца в суд и потребовать компенсацию. Информацию о возможном вреде биотоплива аналогична той инструкции к микроволновой печи, в которой написано: «Запрещается сушить домашних животных». На случай, если кто-то попытается сперва высушить в микроволновке свою любимую кошку, а потом начнёт требовать компенсацию за понесённый ущерб.
Что же касается воздействия нового топлива на автомобильные двигатели, то тут, по большому счёту, можно не беспокоиться. Если не вдаваться в детали, то практически все бензиновые автомобили, выпущенные после 1995 года, то есть в возрасте моложе четверти века, могут работать на топливе 95E10. Хотя в Эстонии автопарк не самый молодой в ЕС, тем не менее средний возраст машин составляется примерно 15 лет, и для подавляющего числа автомобилей переход на топливо с биодобавками не порождает никаких технических проблем.
Автомобили пожилого возраста в Эстонии, конечно же, есть, но чаще всего, это не машина на каждый день, а семейная реликвия в виде дедушкиного «Москвича» или хобби-автомобиль из минувшего столетия. Действительно, если в топливной системе таких машин стоят резиновые прокладки тех ещё времён, то биотопливный бензин начнёт их разъедать. Поэтому предусмотрен вариант и для таких автомобилей - это 98 бензин, который дороговат, зато не содержит никаких биодобавок.
Спирт ослабляет топливо
Из негативных последствий достойно упоминания только лишь неизбежное увеличение расхода топлива, да и то не слишком значительное.
Дело в том, что увеличение доли спирта в смеси делает его крепче только лишь в застольном смысле этого слова, а «двигательные» возможности бензина этаноловая добавка, наоборот, ослабляет. Поэтому, для выполнения той же самой работы (перемещение автомобиля из пункта А в пункт Б) биотопливного бензина требуется больше, чем обычного.
«Если энергосодержание литра бензина, полученного из нефти, составляет 31,5 МДж, то в литре этанолового спирта только 21,3 МДж энергии. Поэтому чем больше этанола добавляется в бензин, тем меньше становится его энергетическое содержание, что ведёт к повышению потребления топлива. Так, введение в прошлом году 5-процентной добавки к бензину увеличило расход топлива на 1,6%. Нынешний переход на 10-процентную этаноловую добавку удвоит этот показатель, и теперь расход топлива станет больше на 3,2%», - комментирует менеджер по моторным топливам Circle K Иво Попп.
Энтузиазм прошёл, директива осталась
На вопрос «Какую проблему решает биотопливная директива ЕС?» найти убедительный ответ сегодня непросто. Для этого надо вернуться в прошлое десятилетие. Тогда цена на нефть прошла эпическое восхождение с 30 долларов в 2004 г. до 140 долларов в 2008 г. На фоне прогнозов того времени, согласно которым цена нефти может взлететь до 200 долларов, в Европе начались лихорадочные поиски избавления от нефтяной зависимости. Идея замены традиционных нефтепродуктов на топливо из возобновляемых ресурсов стала частью официальной политики ЕС. На волне биотопливного энтузиазма в 2009 г. была принята директива об обязательном применении биодобавок. Для начала в размере 10%.
С тех пор минуло десять лет, и сегодня ситуация как с ценами на нефть, так и с перспективами биотоплива выглядит совсем иначе. Оказалось, что экономической выгоды биотопливо не даёт, скорее, наоборот. Забеспокоились ООН и другие гуманитарные организации, поскольку использование подсолнухов и других масличных культур в качестве сырья для биотоплива повлекло взвинчивание цен на продукты питания. Да и экологи возмутились. Во всяком случае Партия зелёных Эстонии изначально была яростным противником биотоплива, заявляя, что для окружающей среды вреда от него больше, чем от ископаемых источников энергии.
Оказавшись под градом критики, ЕС директиву оставил в силе, но политику в вопросах биотоплива откорректировал. В частности, обязал переходить с биотоплива первого поколения (FAME) ко второму (HVO), которое, вроде бы, свободно от недостатков, поскольку вырабатывается из непищевых отходов, таких как водоросли, коровий навоз, древесная щепа и пр.
Что думают соседи
Теперь уже очевидно, что в 2020 г. Эстония сможет отрапортовать ЕС о безукоризненном выполнении биотопливной директивы. Однако таких стран будет немного. Для Эстонии, в южной части которой процветает «топливный туризм», то есть заправка машин в Латвии, где цены на топливо ниже, происходящее на топливном рынке этой страны имеет особое значение.
«Всё идёт к тому, что Латвия не выполнит биотопливный норматив, - считает руководитель ассоциации торговцев топливом Латвии Оярс Карчевскис. – Требование ЕС невыполнимо в принципе, поскольку сейчас требуется применение биотоплива второго поколения, производство которого пока что незначительно. Его просто не существует в объёме, который мог бы полностью удовлетворить потребности всего ЕС».
При этом правительство Латвии не слишком обеспокоено тем фактом, что дело идёт к неисполнению требования ЕС. «Мы смотрим на ситуацию в целом по Европе. Да, есть страны, которые уже выполнили или близки к выполнению биотопливной директивы, но такие страны можно пересчитать по пальцам. Примерно две трети стран-членов ЕС не смогут выполнить данное требование Брюсселя. Поэтому мы считаем нужным поднимать вопрос о смягчении нормативов на уровне Евросоюза», - комментирует министр экономики Латвии Ральф Немиро.
«Если мы начнём закупить биотопливо второго поколения, то цены на моторное топливо в Латвии повысятся, как минимум, на 10, а, скорее всего, на 15 евроцентов за литр», - добавляет Карчевскис.
Похоже, что Латвия, в отличие от законопослушной Эстонии, не очень-то спешит выполнить биотопливную евродирективу в полном объёме, а это чревато тем, что ценовые ножницы на топливо между нашими странами станут ещё больше, причём не в пользу Эстонии.
Похожие статьи
Для разработчика программного обеспечения Meradaобеспечение безопасности является одинаково важным как при создании новых продуктов, так и при минимизации риска кибератак. Для этого в сотрудничестве с Teliaрегулярно проводятся проверки уязвимостей.