Руководитель сети розничной торговли Telia Катре Лийберг утверждает, что до Эстонии в полной мере дошёл глобальный «праздник шопинга». Главное, что движет эстонцами – это страх остаться без дешёвых покупок.
- SAO PAULO SP, SP 23/11/2018 BLACK FRIDAY IN BRAZIL: People participate in a ''Black Friday'' event in São Paulo, Brazil, on November 23, 2018. ''Black Friday'' is a term created in the United States to cite the day of big business that is celebrated the next day from Action Thanks, and that in Brazil began to happen in 2010.(Credit Image: © Cris Faga via ZUMA Wire/ZUMAPRESS.com). Foto: Cris Faga
Несколько дней тому назад в эстонских медиа-каналах прошла информация о рекордах продаж Китайского флагмана онлайн-торговли Alibaba в single day. В понедельник в Европейском Союзе прошёл «э-понедельник», сегодня – «чёрная пятница».
Независимо от государства, даты и названия у этих дней есть, как минимум, одна общая черта: колоссальные рекорды продаж в этот «праздник шопинга», охватывающий миллионы людей.
Что же на самом деле означают такие дни, откуда берут начало, как влияют на Эстонию и чем эти дни повальных распродаж в Эстонии отличаются от остальных в мире? Об этом в утренней радиопрограмме Äripäev рассказала руководитель сети розничной торговли Telia Катре Лийберг.
Что такое эти дни, откуда пришли и почему стали важными для нас?
В Эстонии есть и свои праздники, если взглянуть на календарь, то и в женский день проводятся кампании скидок, и в дни рождения республики. Но «чёрная пятница» становится всё заметнее. Когда шесть лет назад я ещё работала в Sheckers, мы были одни из немногих торговых марок, кто вообще отмечал «чёрную пятницу». Была, например, такая акция, что вся обувь чёрного цвета продавалась со скидками, так мы увязывали события.
Тогда редкие бренды США присоединялись к этой кампании. С того времени всё изменилось, «праздник шопинга» набрал обороты, и теперь, оглядываясь как в столице, так и за её пределами, создаётся впечатление, что эстонцы полностью впитали в себя эту традицию. Если немного об истории, то в Америке она напрямую связана с Днём благодарения, это каждый четвёртый четверг ноября, и «чёрная пятница» следует сразу за этим семейным праздником. Торговцы используют этот праздник для скидочных кампаний, которые предшествуют и «разогревают аппетит» к предрождественским скидкам. Начало этим праздникам уходит в 50-е годы прошлого века, но широко они стали известны в 60-е годы.
Ноябрь – месяц предрождественский, можно уже закупаться и к Рождеству, именно поэтому этот праздник в ноябре?
Да, скажем прямо, что в последние годы погода изменчива. Торговцам такие праздники дают возможность активнее призывать покупателей в торговые центры. До Рождества ещё есть время и на самом деле предрождественскую кампанию начинать слишком рано торговцы не хотят.
Несколько дней назад прошла информация о бешеных рекордах продаж китайского флагмана э-торговли Alibaba. В понедельник в Европейском Союзе был «э-понедельник», скоро можно ожидать новостей и о результатах продаж «чёрной пятницы». Может, торговцы используют эти кампании для того, чтобы побивать рекорды продаж?
В основе всегда лежит страх. Сегодня по поводу single day в Alibaba и по поводу «чёрных пятниц» идут споры о том, делаются ли в эти дни такие же объёмы продаж, как в обычные дни, но за более длительный период. Но определённое влияние они имеют наверняка, только при этом, глядя на рекордные цифры Alibaba, понимаешь, сколько усилий они сами приложили, чтобы показатели были именно такими. Задействованы дополнительные платформы, введены новшества, например, в этом году был представлен Starbucks, недавно заключивший с Alibaba договор о стратегическом партнёрстве. Это расширило клиентскую аудиторию.
На самом деле уже в медии, как сообщили экономические новости США, за день до single day были собраны заказы, чтобы обеспечить в этот день наибольший оборот. Чтобы продемонстрировать высокий результат и превысить ожидания прессы. Оборот singles day составил 30,8 миллиарда долларов, что очень высокий показатель оборота. Оборот США за «чёрную пятницу» и «э-понедельник» составили примерно 10 миллиардов евро. Amazon зарабатывает такие деньги за три месяца.
Можете ли привести какой-либо пример того, как влияют такие дни на людей и/или их потребительские привычки?
Если говорить об э-торговле, то потребителя преследует «страх остаться без». Все эти шоу вокруг праздника, в том числе и single day Albibaba по телевидению, это модные шоу, в ходе которых можно интерактивно купить те же товары, что показывают на сцене. Всё это создаёт настроение. Мероприятие Alibaba сравнивают с трансляцией вручения Оскара и Олимпийских игр вместе. Это массовое мероприятие. «Чёрные пятницы» всё же несколько более традиционного направления в торговле. В Эстонии есть и примеры того, что 25 декабря открыт только один торговый центр, и люди приходят туда, поскольку утомились от праздников и захотели выйти, побыть среди людей.
Э-торговля в Эстонии очень популярна. В чём ценность онлайн-торговли в более широком плане в глазах эстонских клиентов? Насколько этот вид торговли ценнее «физической» розницы?
В Эстонии онлайн-торговля постоянно растёт, её оборот ещё недавно со 168 миллионов составил 568 миллионов евро. Рост – 17%, и это при поддержке как внутренних э-магазинов, так и зарубежных. Для нас в Telia э-торговля тоже очень важна. Здесь надо понимать, как идёт подсчёт. Онлайн-торговлю осуществляют сегодня не только специализированные э-магазины, ею занимаются и предприятия типа нашего. Мы видим, что, невзирая на сектор, рост этот различен. Быстрее всех растёт продуктовый сектор. Открытие центра комплектации Selver говорит о том, что там думают и на долгосрочную перспективу, чтобы не надо было открывать центры в каждом магазине, а консолидироваться и сделать продуктовый бизнес более эффективным.
Вы сказали, что для Telia онлайн-торговля очень важна, но в новом торговом центре T1 у вас нет своего представительства?
Нет. Мы обновляем нашу нынешнюю концепцию и сфокусировались на имеющихся у нас 25 представительствах.
Что это значит? Что в будущем так и останется 25 представительств или даже меньше за счёт э-торговли?
Мы убедились, что потребитель и наш клиент нуждается в нашем присутствии в уездных центрах. А это значит, что сокращать число наших представительств нельзя. Таких планов нет.
Каковы тенденции на будущее в торговле? Может, вдобавок к «чёрным пятницам» и э-торговле ожидаются какие-нибудь ещё дни/праздники, которые будем отмечать?
Скорее, я надеюсь, что вскоре эстонцы доживут до новой эпохи в онлайн-торговле, то есть, до всего того, что делается и внедряется сейчас в Азии – новые современнейшие технологии дадут и нам возможность в Selver или другом магазине отсканировать QR-код и проследить происхождение товара вплоть до транспортной накладной. Потребительская сознательность растёт и потребителю нужна прозрачность. Предприятию же важно развивать свою э-торговлю и выходить на следующий уровень.