Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Строители, работавшие по-чёрнoму, обвиняют предпринимателей в бесчестных приёмах

    «Разрешение на работу нам не оформили. В месяц отработали 350 часов. Выходных не давали. В итоге зарплату так и не выплатили. Их за это в тюрьму посадить мало», – описал украинец Виталий Балюк работу на стройке прошлым летом в Пярну. Как ему помнится, предприятие, на которое он работал, называлось Via Betoon.

    Строители, работавшие по-чёрному, обвиняют предпринимателей в бесчестных приёмахФото: Виталий Балюк
    Весна-лето прошлого года. В Пярну начались строительные работы по возведению производственных корпусов Metsä Woodi и Wendre. Для Виталия Балюка это был первый опыт работы в Европе. Когда отправлялись из Одессы вместе с шестью соратниками, ожидания были большими. Трудовой договор заключили с арендной фирмой Esmika OÜ. Вид на жительство и разрешение на работу глава предприятия Эви-Юлия Стумбрис обещала сама оформить без проблем.

    В рассказах источников Äripäev то и дело звучит имя Ааре Поома. Прийт­ Лай и Кевин Викат не ­отрицают, что Поом связан с их деятельностью, но ­говорят, что его роль значительно скромнее, чем описывают рабочие.

    Лай и Викат сказали, что Поом­ – снабженец пенсионного возраста, который даже со своими сегодняшними обязанностями не справляется. В письме, позже присланном адвокатом, было пожелание не приводить это высказывание, а обозначить Поома как «бывшего работника, вышедшего на пенсию». Работники и руководители проекта не спорят с этим. Но отмечают, что порученные Поому обязанности далеко превосходят рабочие функции снабженца.

    На объектах Metsä Woodi и Wendre Поом раздавал рабочим наличку. Это осталось на видео­записях, имеющихся в распоряжении Äripäev. А также именно Поом был тем человеком, который позвал на работу в Via Betoon бригаду Виталия Балюка.

    Сам Ааре Поом не захотел разговаривать по телефону с Äripäev. «Не сопоставляю имён с лицами. Имя Виталий Балюк мне ни о чём не говорит. Не желаю комментировать», – отрезал он.

    По прибытию на место голубая мечта обернулась кошмаром. Известная посредница в поставке незаконной рабочей силы Стумбрис рабочим зарплаты не заплатила, действующих видов на жительство и разрешений на работу они также не увидели. Рассчитывать на помощь хоть каких-либо официальных органов украинцам не приходилось. Неоднократные попытки газеты Äripäev выйти на связь со Стумбрис заканчивались неудачами.
    Украинским рабочим сделало предложение, похожее на спасательный круг, осуществляющее работы на тех же объектах в порядке субподряда предприятие Via Betoon – это название и запомнил Балюк, оно было в шапках нарядов. Согласно коммерческому регистру, такое название носят две фирмы: Via Betoon Eesti и Via Betoon Sweden. По словам Балюка, исполняющий функции снабженца Ааре Поом изо всех сил переманивал украинцев перейти в свою фирму. Обещания были грандиозные. Улыбки широкие. Да и выбор был небогатый, так что ударили по рукам.
    Дальнейшее Виталий вспоминает так: «Ни видов на жительство, ни разрешений на работу нам не оформили. Или кормили «завтраками», или отнекивались – мол, «нет времени заняться этим». За месяц отработали 350 часов без выходных. Если эстонцы заканчивали работу в 18.00, то мы оставались на объекте иной раз и до трёх ночи. Зимой в сильный мороз ходили в резиновых сапогах. В итоге нас оставили без зарплат. Всего денег лишились около 30 человек: украинцы, белорусы, румыны, эстонцы тоже. Неполученные суммы – самая маленькая 1200 евро и самая большая 7000 евро». По словам Балюка, при необходимости свидетельские показания готовы дать все его соратники.
    Ультиматум
    Руководители предприятия Прийт Лай и Кевин Викат пожелали дать комментарии к жалобе в редакции Äripäev. После беседы с глазу на глаз общение продолжилось через адвоката.
    Присяжный адвокат Advokaadibüroo Kasak ja Missik Эрик Лепиксон передал редакции письменный ответ, в котором Лай и Викат отрицают какие-либо трудовые отношения с Виталием Балюком и его бригадой. «Это была арендованная рабочая сила. При этом мои клиенты не заметили, чтобы арендованные рабочие появлялись на объекте зимой в резиновых сапогах или вообще в одежде не по сезону. Утверждение, что кто-то из рабочих не получил 7000 евро, из области фантастики. Арендованные рабочие выполняли простейшую строительную работу, и сумма в 7000 евро могла бы составить, как минимум, их заработок за пять месяцев. Слабо верится, что кто-то из рабочих трудился на объекте пять месяцев, ни разу не получая при этом зарплаты».
    Спустя четыре дня, Лепиксон прислал в Äripäev второе письмо с приложением, в котором Виталий Балюк собственноручно утверждает, что претензий к Via Betoon не имеет.
    Для Äripäev это неожиданностью не явилось. За три дня до этого в телефонном разговоре Балюк рассказал журналистам, что с ним связался Ааре Поом и сделал ему предложение: Балюку выплатят задолженность, если он подпишет бумагу с отказом от жалобы на Via Betoon. «Я согласился. Они, наконец-то, выплатили мне зарплату, но я хочу, чтобы стало известно, что это за люди», – сказал Балюк газете.
    Генеральным подрядчиком работ по расширению производственного корпуса Wendre была фирма Merko. Руководитель отдела коммуникаций и маркетинга Кятлин Каазик сообщила, что претензий к субподрядчикам у них нет. «Перед нами свои обязательства они выполнили. Местами отставали по срокам или случались иные ситуации, требующие вмешательства генподрядчика. Но были и очень хорошо сделанные работы, как по срокам, так и по качеству», – сказала Каазик.
    Виталий Балюк от своих жалоб по отношению к Via Betoon отказался.

    Выписка из объявления о поиске работников на портале CV Keskus:

    Via Betoon – предприятие, сферой деятельности которого является строительство своими силами различных железобетонных конструкций. С 2014 года мы работаем и на строительном рынке Швеции под фирменным знаком V Betong AB.

    Via Betoon

    V Betoonitööd OÜ (фирма в процессе ликвидации)

    l Учреждена: 24.11.2011

    l Исполнительное руководство: Виктор Курик

    (бывший глава – Прийт Лай)

    l Налоговая задолженность 156 489 евро

    Via Betoon Eesti OÜ

    l Учреждена: 26.08.2014

    l Исполнительное руководство: Прийт Лай

    l Оборот в I кв. 2018 года: 77 5 760 евро

    l Госналоги: 0 евро

    Via Betoon Sweden OÜ

    l Учреждена: 11.01.2016

    l Исполнительное руководство: Хиллар Талтс

    (бывший руководитель – Прийт Лай)

    l Оборот в I кв. 2018 года: 121 651 евро

    l Задолженность по налогам: 14 280 евро

    l Госналоги: 71 евро

    l Работников: 33

    l Налоги на рабочую силу: 0 евро

    Данные: Äripäeva infopank (17.05.2018)

    В числе исполнительных руководителей предприятий

    имени Кевина Виката не найдено.

    В Швеции недовольны и рабочие, и партнёры
    Одновременно с событиями в Пярну, строительные работы шли в Швеции. Лай и Викат действовали там через юридическое тело V Betong AB. Объекты были расположены в Мальмё и Борасе.
    Заказчиком работ по реновации жилого дома в Мальмё была фирма Hökreum Bygg AB. По словам члена правления Хенрика Сендхала, работники V Betong со дня, бросив работу на половине, ушли с объекта. Подтвердил это и генподрядчик – председатель правления Lasbet AS Андрус Коолме. Lasbet пришлось срочно искать новую субподрядную фирму. Дом был готов с опозданием на несколько недель. По поводу нарушения договора Lasbet по сей день ищет контакта с руководством V Betong, но на телефонные звонки им не отвечают, на письма тоже. «Возможно, мы обратимся в суд», – сказал Коолме. В качестве причины ухода руководители проекта и рабочие V Betong назвали проблемы с зарплатой. Как утверждается, работодатель тянул с выплатой, почему работники и отказались дальше вкалывать.
    Прийт Лай озвучил в беседе в редакции Äripäev свою версию. По его словам, объект в Мальмё остался незаконченным из-за того, что конкурент Sven Maschorov TMB из шведской дочерней фирмы Bygg Element Sverige перекупил их работников. «19 июня прошлого года нам прислали заявления об отказе от работы под надуманными предлогами. Мы ответили через два дня через адвоката, что не акцептуем такой уход со дня. Надо было предупредить за 30 дней. Сейчас против рабочих выдвинуто требование о возмещении ущерба», – рассказал Лай. По его утверждению, на тот момент денежных задолженностей перед рабочими не было.
    Никто никого не перекупал
    Многие бывшие работники из Via Betoon нынче действительно работают у Свена Машорова. Но по утверждению рабочих и руководителей проекта никто их не перекупал, и уход с объекта в Мальмё произошёл из-за невыплаты зарплат.
    Машоров говорит, что был знаком с рабочими по прежним временам, поэтому рабочие и обратились к нему с просьбой найти работу в Швеции. Машоров посоветовал им обратиться в Via Betoon, их объявления о поиске рабочих он приметил на портале. «Тогда я не знал, что с этой фирмой такие проблемы», – заметил он. Ранней весной пошли первые жалобы – рабочие жаловались бывшему начальнику, что в Via Betoon бардак и тянут с зарплатами. «Они спрашивали, нет ли у меня работы. Следующий объект у меня начинался только 3 июля, и я сказал им, что до тех пор у меня работы нет. Никакого переманивания и никакой перекупки и в помине не было», – заверил Машоров.
    С фирмой постоянные проблемы
    Трудовые отношения работавшего в Борасе Данилы (имя изменено) с фирмой начались в Эстонии. Строили подстанцию в Мустамяэ и жилые здания рядом с Балтийским вокзалом. Позже его позвали на работу в Швецию. По словам рабочего, в Эстонии ему на счёт приходило 500 евро, в Швеции – 1400-1500 евро. Вторую половину обещали платить наличными. «Был в Борасе около двух месяцев. Закончили объект и вернулись домой. Здесь работал на объекте Дома суда. Всего недополучил где-то 4500 евро. За зарплаты отвечал Кевин Викат, он находил объекты и в его руках были деньги», – рассказал Данила.
    Аналогичным был и рассказ Вирко (имя изменено), которого наняли на объект через объявление о работе. Первый объект был в шведском Бро, он закончился довольно гладко. Следующая работа ждала в Борасе, где и начались проблемы. «К концу проекта всем рабочим не заплатили зарплату за пару месяцев», – сказал строитель. Поскольку строительный рынок плотный и информация между рабочими двигается довольно свободно, то, по словам Вирко, всем известно, что с этой фирмой всегда есть одни и те же проблемы. «При первой же возможности деньги сразу утекают в собственный карман».
    Под письменными договорами, по словам рабочих, они даже не подписывались, им их и не показывали. А в поч­товые ящики приходило извещение о том, что работники занесены в трудовой регистр.
    Генподрядчик в Борасе, латвийское предприятие TMB Group, отказался давать какие-либо комментарии по поводу происходящего на объекте. «Мы не комментируем публично информацию, касающуюся наших проектов, партнёров или наши финансовые показатели», – отрезал исполнительный директор Юрис Каленукс.
    Развороченная квартира
    Основной причиной каши с зарплатами можно считать эпизод в съёмной четырёхкомнатной квартире на Kellgrensgatan 24, где жили рабочие. По словам Вирко, в день рождения одного из коллег были откупорены бутылки. Подвыпивший Владимир Гренберг вместе с другим жильцом споткнулся и вылетел сквозь коридорное стекло. По словам очевидцев, это был несчастный случай.
    На встрече в Äripäev Прийт Лай рассказал, что один рабочий разворотил всю съёмную квартиру, второй большую часть времени пребывал в белой горячке и однажды вышел наружу, разбив головой стекло. «Обоих отправили домой ещё до сдачи объекта. Остальные люди работают у нас дальше», – сказал он.
    Арендодатель выставил фирме счёт на 37 328 шведских кроны (3616 евро). Для улаживания проблемы ущерб пришлось возместить. По словам рабочих, перед ними выложили от руки написанную бумажку в одном экземпляре, с требованием к Вирко и трём его соратникам взять покрытие ущерба на себя, в противном случае без зарплаты останется вся бригада. «Мы подписали, но всё равно без зарплаты остались все. Некоторым, правда, какую-то сумму дали, но это были деньги не за работу в Борасе. Это была одна неполученная зарплата за прошлый год. И никого до сдачи объекта домой не отправляли», – рассказал строитель.
    Рабсилу арендовали сами у себя
    Выписки из банковских счетов рабочих, трудившихся в Швеции, свидетельствуют о том, что перечисления зарплат осуществляла фирма Via Betoon Sweden OÜ. Во время строительства предприятие, возглавляемое Прийтом Лайем, занималось арендой рабочей силы. Отсюда можно сделать вывод, что в Мальмё и Борасе V Betong AB арендовало рабсилу у связанного с собой юридического лица. Подтверждают это и работники. Договорные отношения как в Швеции, так и в Эстонии с рабочими из Украины и Белоруссии Лай и Викат отрицают.
    «Они попадают к нам через арендные фирмы. А то, платят ли эти арендные фирмы нанятым рабочим, мы не знаем, да и не обязаны знать», – сказал Лай. Названия арендных фирм на встрече названы не были, руководители запамятовали. На последующий повторный письменный запрос ответа не пришло. Вероятно, обнародование конкретных имен согласно пункту о конфиденциальности в договоре об аренде рабочей силы нуждалось в согласии сторон. «Получим согласие партнёров, сообщим Вам их имена», – обещал адвокат Via Betoon в присланном в редакцию письме. В последнем же ответе Лепиксона лаконично сказано: «V Betong AB в Швеции никогда не арендовало рабочую силу».
    «Строители – как большие дети»
    На встрече в Äripäev Лай не отрицал, что можно найти рабочих, затаивших злобу. «К примеру, мы объявляем, что не будем платить за некачественную работу или за переделки брака. Части рабочих мы не можем по их просьбе и перечислять деньги на счёт, потому как судебный исполнитель всё заберёт», – объяснил он. В позднейших ответах сказано, что задолженности перед рабочими отсутствуют. «Мой клиент по-прежнему стоит на своём – у Сергея Пихлыка (бригадир в Мальмё) и его бригады никаких требований и претензий к моему клиенту нет», – заверил Лепиксон.
    То же утверждается и по поводу претензий в Борасе. «У названных здесь людей (список работников) нет претензий к моему клиенту. /…/ Очевидно, что означенные в Вашем списке личности сами Вам информации о своих требованиях не давали». Исходя из требований анонимности, в данной статье невозможно опубликовать список рабочих бригады в Борасе. С теми, кто работал в Мальмё, сейчас идёт судебное разбирательство, которое и должно выявить окончательную правду».
    На встрече в Äripäev Прийт Лай сказал, что рабочие – люди простые. «Вы не соприкасаетесь с ними ежедневно, но они как большие дети. Зачастую не понимают элементарных вещей. С них взять нечего, и нам этот суд ничего не даст. Подразумевается от каждого по четыре, пять или десять тысяч. Но у многих судебные исполнители на шее, у других в день получки жёны приходят и просят выдать деньги им, чтобы не пропали».
    С обвинениями рабочих и партнёров они не согласны. «Просто мы пытаемся выжить, – сказал Лай, приведя в пример строительство Дома суда на Лубья. – Отношение генподрядчика никуда не годилось. От нас только требовали. Отработав месяц, мы должны получить соответствующую оплату, чтобы отдать налоги, выплатить зарплаты, заплатить за аренду, материалы, краны. Но когда каждый месяц силой снимаются тысячи евро, это становится невозможным. Они обеспечивают себе позитивный кассовый приток за наш счёт», – объяснил Лай. По утверждению Виката, речь может идти о десятках тысяч евро. «Они просят у Riigi Kinnisvara, получают деньги и распределяют их. И если каждый месяц дают на 20% меньше денег, то это становится проблемой не фирм, а работников», – добавил он.
    «Подобную «публикацию» я даже комментировать не собираюсь»
    На встрече с Äripäev Прийт Лай и Кевин Викат высказали предположение, что всё обрушившееся на них внимание злонамеренно инсценировано их конкурентом Свеном Машоровым.
    Прийт Лай: «Вы явно не знаете, с кем имеете дело в лице Свена Машорова. Могу дать пару наводок. /…/ Его знаменитая карьера началась с того, что все балконы на зданиях, которые монтировал он, рухнули. Со дня он убрался с рынка Швеции, и его уволили. В своём CV он о многом постыдном умалчивает или искажает истину. Нынешний работодатель тоже хочет избавиться от него. Никто не желает с ним сотрудничать. Работников у него нет, он сидит дома. Не понимаем, почему он выбрал нас объектом своей злости». /…/
    «Вы делаете промо – скажем это честно – одному пустому клоуну, которому на самом деле лучше бы помолчать. Такова наша оценка. После того, как в Савекатте упали его балконы, он пошёл работать в другое эстонское предприятие, строящее большое здание магазина IKEA. Его он построил с убытками в сотни тысяч евро, и оттуда его тоже со дня выпинали коленкой под зад. У него там как раз и работали те люди из Мальмё. /…/ Мы слышали от одного производителя конструкций в Эстонии, что летом планируется крупный монтажный объект. Свен Машоров, сидящий дома без работы, хотел заполучить его себе. Но поскольку он такой противный тип, что никто с ним работать не хочет, то объект предложили нам. Он пригрозил, что опустит нашу репутацию ниже плинтуса и, очевидно, этим сейчас и занят. Мы живём, будто в дурном сне». /…/
    Свен Машоров: «Подобную «публикацию» я даже комментировать не собираюсь».
    К сведению
    В процессе подготовки материала газета Äripäev опросила девять человек, работавших вместе или под началом Прийта Лайа и/или Кевина Виката. Из них четверо выступают в статье под свои­ми именами, анонимность предпочли пятеро.
  • Самое читаемое
Число клиентов Netflix выросло на 9 млн человек, но акции все равно упали
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.