В последние недели страсти разгорелись вокруг обсуждения пенсионной тематики. Несмотря на то, что политики разошлись во мнениях, реалистичной альтернативы ни повышению пенсионного возраста, ни системе, при которой люди сами копят на пенсию, нет.
- Foto: Mihkel Nestor, SEB majandusanalüütik
На минувшей неделе Министерство социальных дел представило правительству анализ устойчивого развития эстонской пенсионной системы и предложения по изменению сложившейся ситуации. Из них, пожалуй, наибольшее внимание привлекло возможное повышение пенсионного возраста до 70 лет. Последовавшие дебаты были хотя и жаркими, однако в необходимости повышения пенсионного возраста напрямую не усомнился никто.
Изменения пенсионной системы обусловлены демографической неизбежностью. Коэффициент зависимости от старости, или соотношение людей в возрасте 65 лет и старше и 20-64-летних, к 2040 году с нынешних 32% увеличится до 46%, а к 2060 - и вовсе до 67%. Это значит, что на одного пенсионера будет приходиться всего 1,5 человека трудоспособного возраста. Если учесть, что из всех людей в возрасте 20-64 лет реально охвачено трудовой занятостью лишь около 75%, то это соотношение будет, скорее, ближе к единице. Поэтому нереалистично ожидать, что последующие поколения смогут за счет уплачиваемых ими налогов содержать пожилых людей. Надо и повысить пенсионный возраст, и увеличить собственный вклад людей в пенсионные накопления.
Какой возраст можно было бы считать адекватным для выхода на пенсию? При сравнении нынешнего пенсионного возраста в Эстонии – 63 года – с другими европейскими странами мы, скорее, выделяемся ранним возрастом выхода на пенсию. В более зажиточных государствах порог старости составляет 65 лет. Эстония, согласно плану, достигнет этого уровня только к 2026 году. В то же время возможность выхода на пенсию не означает, что люди должны ею немедленно воспользоваться. В отличие от многих других стран ЕС, эстоноземельцы выходят на пенсию несколько позже, чем это позволяет закон. По фактическому возрасту выхода на пенсию мы занимаем среди стран ЕС значительно лучшее место, особенно за счет женщин. Во многих государствах фактический возраст выхода людей на пенсию существенно ниже установленной государством нормы. Например, французы и бельгийцы начинают вести жизнь пенсионеров в среднем еще до достижения 60 лет. В восточноевропейских странах, таких, как Польша, Словения и Словакия, ранний выход на пенсию касается опять-таки в основном женщин. Фактический возраст выхода на пенсию зависит от мотивации к работе, на которую, в свою очередь, оказывают влияние законодательство и бизнес-среда. В государствах, где установлено бессчетное количество исключений и обеспечена относительно высокая пенсия до достижения официально установленного возраста, ранний выход на пенсию может оказаться разумным выбором. При низких пенсиях и дефиците рабочей силы, как в сегодняшней Эстонии, стоит оставаться на рынке труда как можно дольше.
Чтобы уменьшить постоянные дискуссии на политически чувствительную тему, во многих странах пенсионный возраст увязан с предполагаемой продолжительностью жизни. Чем дольше люди живут, тем дольше им следует и работать. В то же время средняя продолжительность жизни может и не являться тем показателем, который лучше всего отражает способность людей работать. Для примера: если предполагаемая продолжительность жизни эстоноземельца на момент рождения за последние 10 лет увеличилась на 5 лет, то количество лет, прожитых здоровыми, повысилось только на 3 года. Следовательно, человек может жить и дольше, однако состояние его здоровья более не позволяет ему работать. Очевидно, что работающие до преклонных лет люди представляют собой также вызов для работодателей и политики государства на рынке труда. Особенно это относится к профессиям, требующим физических нагрузок. Как показывает большое количество эстонских пенсионеров по нетрудоспособности, адаптация работников, здоровье которых не позволяет им работать на прежней должности, происходит не очень плавно. Какая профессия подойдет для 60-летнего человека, который всю жизнь занимался физическим трудом? Если на трудоспособности конторских служащих их физическая форма сказывается в меньше степени, то для этой категории важную роль играет сохранение интеллектуальной формы. Несмотря на большое количество, большинство исследований свидетельствуют о снижении трудоспособности человека в пожилом возрасте. Нынешние стесненные условия на рынке труда хоть и улучшили ситуацию с занятостью людей пожилого возраста, но при неизбежной цикличности экономического развития угроза для людей предпенсионного возраста оказаться вне конкуренции очевидна. Работа в пожилом возрасте может привести и к большему социальному расслоению. Люди, которые имеют лучшее образование, как правило, здоровее и работают на должностях, где физические возможности не играют заметной роли. А вот для менее образованных, занимающихся физическим трудом людей риск оказаться в ситуации бедности в случае продления пенсионного возраста возрастает.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
В понедельник на заседании комиссия Рийгикогу по окружающей среде будет обсуждать проект закона о внесении изменений в Закон о таре, который значительно ограничит использование тонких пластиковых пакетов.
Ниже мы приводим ряд изменений в налогообложении, который совсем недавно вступил в силу. Мы собрали все самое важное.
В ходе ежегодного исследования CV Keskus.ee вновь выяснились самые востребованные работодатели Эстонии, т. е. предприятия, на которых жители Эстонии больше всего хотели бы работать. Eesti Energia, четыре раза занимавшее первое место в течение пяти лет, и в этом году оказалось на первых позициях рейтинга, в тройку лучших попало также новое предприятие.
Правительство достигло договоренности в части реформы спецпенсий, отменив спецпенсии для военнослужащих, прокуроров, а также чиновников Департамента полиции и погранохраны с 1 января 2020 года.
31 января состоится День цифровой уборки компании Telia. Давайте вспомним, как в этом году Силы обороны Эстонии провели цифровую уборку, в ходе которой из ИТ-систем и устройств были удалены десятки терабайт цифрового мусора.