Если кратко, то налоги на рабочую силу игнорировались. Схема простая: по бумагам через компании с незапятнанной репутацией на суда нанимали фотографов, но Ильвес и Весман сами «присасывались» к работникам как фирмы, оказывающие услуги по аренде рабочей силы. Вот они-то и не выплачивали государству налоги на рабочую силу. Помимо этого в декларациях, предъявляемых Налоговому департаменту, указывались зарплаты намного ниже реальных и работникам выплачивали часть зарплаты или всю зарплату полностью в конвертах (наличными).
«По-чёрному» платили 30-60% от зарплаты. Работники, конечно, не знали, что с их зарплат часть налогов не уплачена. Работники сами не знали, что пострадали такие их социальные блага, как зависящая от зарплаты материнская зарплата или накопительная пенсия.
«Когда я там работал, то основная часть зарплаты, то есть сумма за количество отработанных дней, поступала на банковский счёт. Это была т.н. официальная часть. А через несколько дней в конверте приносили деньги от т.н. оборота», - рассказывает Лаури, который проработал у Ильвеса и Весмана чуть больше года.
По его словам, когда он сравнил ту сумму, которую получил, и ту, которая была задекларирована в Налогово-таможенном департаменте, то они различались на 60%. Документы, доказывающие это, есть и в редакции Aripaev.
В то же время Лаури получал зарплату в том виде, будто все налоги с брутто-зарплаты государству были заплачены. «Они забирали мои налоги себе, грабили, как могли», - сказал Лаури, уточнив, что за этот год получал зарплату от 3-4 разных предприятий.
Aripaev нашёл около 10 человек, которые рассказали аналогичные истории. Пострадавших же за эти годы - сотни, потому как работники в этой схеме выдерживали несколько недель или месяцев. Текучка кадров была постоянной, и объявления о поиске персонала всегда были активными.
Один из бывших работников вспоминает, что перед днём зарплаты Ильвес спрашивал, хочет он получить деньги наличными или на банковский счёт, объясняя это тем, что на судах, курсирующих в
Россию, скапливается много наличных денег, которые нельзя отнести в банк.