Выборы в парламент приближаются со стремительной силой. Результаты различных опросов показывают, что особых изменений после выборов ждать нет смысла. Скорее, наоборот. Период стагнации продолжится.
- Марек Райнаас Foto: Raul Mee
Потому как лидеры по результатам опроса, Партия реформ и Центристская партия, - те же яйца, только в профиль. Одни руководят на государственном уровне, как государственная партия, вторые развалились на таллиннской казне как официальный клещ. В интересах обеих - сохранение нынешнего положения.
Народу по-прежнему демонстрируют «грандиозные битвы титанов», которые должны расколоть общество на две половины, чтобы каждая партия могла захватить свою.
К сожалению, с точки зрения Партии реформ игра захлёбывается, так как Таави Рыйвас не справляется с этим титаническим противостоянием. Рядом с Сависааром он ещё «зелёный».В результате начатой «белками» дуэли рейтинг Центристской партии поднимется до планируемого, а поддержка Партии реформ завянет как цветок в горшке. Для гамлетовской роли требуется нечто большее, чем красные носки и звонкоголосая супруга. Но чего нет, того нет.
Самое страшное, что если места в парламенте всё же разделят в соответствии с сегодняшними опросами, то очевидно, что обществу Эстонии сядут на лицо прямо всем весом двух ягодиц.
Если в парламент пройдёт Свободная партия, возникнет ситуация, когда единственной правящей комбинацией двух партий будет синергия Партии реформ и Центристской партии. Чем больше голосов получит Партия реформ, тем очевиднее союз между этими двумя партиями.
Как быстро после выборов в «беличьей норе» поймут, что единственный способ защитить эстонский народ от Сависаара – стать сторожевым псом в правительстве Кадри Симсон?
Предпринимателям не стоит ожидать каких-то изменений после этих выборов. Одна из тем, которая пронизывает предвыборные программы всех партий – борьба с низкими зарплатами. Это поистине христианский план, и что-то надо делать, чтобы работники безбедно жили на свою зарплату.
В предвыборных обещаниях конкурируют две крайности: с одной стороны, поднятие не облагаемого налогом минимума, с другой – поднятие минимальной зарплаты.
Поднятие не облагаемого налогом минимума даст необходимый эффект тем, кто работает на основании коллективного договора или же получает почасовую зарплату.
Может даже оказаться, что у некоторых реально повысится доход. Однако большинство всё же работает на основании трудового договора, где оговорено, сколько работник получит «на руки».В результате повышения минимума, предприятия будут перечислять государству меньше подоходного налога с физических лиц. Вместо запланированного роста зарплат мы увидим сокращение доходов государства, а освободившиеся деньги пойдут в прибыль компаний.В моей фирме работает около 50 человек. Если повышение не облагаемого подоходным налогом минимума принесёт фирме прибыль в 800 евро на одного работника, то в моём случае это целых 40 000 евро. Если прикажут, то я от этих денег не откажусь, скажу только спасибо. Но от маленьких зарплат это никого не спасёт.
Другое обещание – поднятие минимальной зарплаты. Людей, которые получают минимальную зарплату на службе у государства, не так уж и много. То есть это новшество, во-первых, затронет частный сектор. Но не принесёт ли повышение минимальной зарплаты печальные последствия? Во-первых, повышение цен в сфере розничной торговли и обслуживания. Во-вторых, очередное сокращение рабочих мест.
Индекс потребительских цен был в прошлом году в минусе, так что бояться серьёзного повышения цен не стоит. Скорее, даже небольшая инфляция могла бы иметь положительный эффект: если минималка повысится, может, начнут и тратить больше. То есть оживится потребление. Рабочие места также не пропадут.
Большинство рабочих мест с минимальной зарплатой таково, что к этому минимуму прибавляют ещё и конвертик, с которого подоходный налог, естественно, не выплачивается.
С повышением минимальной зарплаты конверты станут тоньше, а в госказну поступит больше подоходного налога. Предприятия, которые сейчас реально платят своим работникам минимальную зарплату, должны будут что-нибудь предпринять, поскольку ситуация, когда зарплата намного ниже, чем выплачиваемое в соседней стране пособие по безработице, не может долго продлиться.
Как предприниматель, я двумя руками поддержал бы повышение не облагаемого налогом минимума и затем торжественно занёс бы соответствующую сумму в прибыль. Если же государство серьёзно намерено бороться с бедностью, то повышение минимальной зарплаты кажется более разумным и человечным решением.
Марек Рейнаас
креативный директор Zavod BBDO
создатель рекламной кампании соцдемов
Похожие статьи
Сегодня парламент Эстонии проголосовал "за" снижение возрастного ценза с 18 до 16 лет на выборах в местные самоуправления.