Хотя для многих эстонских предприятий потеря части российского рынка стала серьёзным испытанием, большая часть из них устояла.
- Глава Союза пищевой промышленности Эстонии Сирье Потисепп Foto: Terje Lepp
Между тем падение экспорта продолжается, и из-за низкого курса рубля предприниматели прогнозируют новую волну снижения экспортных объёмов.
По последним данным статистики, в 2014 году экспорт в Россию в сравнении с предыдущим годом упал на 15% (216 млн. евро). По оценке же аналитика отдела экономического развития Министерства экономики и коммуникаций Кристины Оямяэ, на данный момент изменение в объёмах экспорта в Россию не существенно по отношению ко всему экспорту Эстонии. «Доля российского экспорта в 2013 году составляла 11% от всего нашего экспорта, в прошлом году показатель упал до 10%. То есть в действительности потеря составляет всего 1% от доли рынка соседнего экспортного партнёра», - отметила она.
В то же время снижение экспорта в Россию наблюдалось во всех основных товарных группах. «Это можно объяснить не только санкциями со стороны России, но и переориентированием эстонских предприятий на другие рынки, которые начали искать их ещё до ввода санкций», - сказала Оямяэ.
По словам ведущего статистика-методиста Департамента статистики Эвелин Пуура, больше других на спад повлияли две группы товаров: механическое оборудование, а также сельскохозяйственная продукция и продукты питания.
«Экспорт в Россию оборудования сократился на 73 млн. евро. Эстония в основном реэкспортирует его в Россию, а ввоз его из Великобритании сократился. Сокращение реэкспорта не повлияло существенно на нашу экономику, за исключением сектора логистики и транспорта (см. Мнение)», - сообщила она.
Молочники держатся на старых запасах
Что касается пищевой продукции, то её экспорт, по словам Пуура, сократился на 47 млн. евро, существенно повлияв на производителей и переработчиков молочной, мясной и рыбной промышленности.
«Потеря внутреннего российского рынка привела многих производителей к сложному экономическому положению. К тому же сократился вывоз молока в Литву и Латвию, где оно использовалось для производства продукции, направлявшейся в Россию», - рассказала она.
Больше всего, как рассказала глава Союза пищевиков Сирье Потисепп, пострадали молочная и рыбная промышленность, поскольку значительная часть их продукции шла на экспорт в Россию. «Правда, некоторые рыбные и мясные изделия в Россию экспортировать можно, но это никак не покроет прежних объёмов (см. Комментарий)», - отметила она.
Кроме того, из-за падения курса рубля, как отмечают предприниматели, потребительский спрос в России резко упал, люди экономят, поэтому они ожидают спада и в объёмах экспорта консервов.
Новые рынки не дали умереть
По словам Оямяэ, за счёт укрепления эстонских позиций на европейском и американском рынках падение экспорта Эстонии удалось притормозить. Увеличился экспорт горюче-смазочных материалов в США, древесины в Данию, металла в Нидерланды, поэтому общий объём экспорта сильно не изменился.
«Были найдены и новые рынки для попавших под санкции предприятий. Например, открытие японского рынка для молочной продукции Эстонии (см. Справку). В дальнейшем эстонские предприятия могут увеличить объёмы экспорта и в другие страны», - считает она.
Потисепп же отметила, что, судя по статистике, рыбная промышленность нашла новые рынки сбыта, поскольку на мировом рынке высоки потребности в сырой и мороженой рыбе, однако в молочной промышленности продолжается спад.
«Сырое молоко, правда, скупается и перерабатывается, но его цена и цена готовой продукции настолько упали, что предприятия пока держатся на накопленных запасах. Вот почему новость об открытии японского рынка встречена так положительно. Ведётся работа и с китайским рынком, но пока мы ждём из Китая сертификата, разрешающего экспорт молочной и мясной продукции», - рассказала она.
Плохи дела и у производителей свинины. По прогнозам председателя правления Atria Олле Хорма, при нынешних низких закупочных ценах и отсутствии должной поддержки со стороны государства производство становится убыточным и число фирм, как и на молочном рынке, начнёт сокращаться. Из-за прекращения экспорта в Россию в Европе, по его словам, наблюдается перепроизводство, альтернативные рынки переполнены.
Autor: Татьяна Меркулова
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Продавать в Россию сейчас можно только консервы и пресервы тем предприятиям, которые имеют разрешение (по данным Россельхознадзора, таких фирм 25. - Ред.).
Поставщики продовольственных товаров из Венгрии, Греции и с Кипра могут стать первыми, кто вернется на российский рынок после отмены продовольственного эмбарго.
За последнее десятилетие изменения в секторе табачной продукции были весьма драматичными. «Это означает, что в течение ближайших 10–15 лет сигареты исчезнут, и их заменят основанные на научных исследованиях альтернативные изделия, предназначенные для тех, кто решит продолжать курить», – сказала менеджер по связям с общественностью Philip Morris Кай Таммист. Аналогично изменились и ожидания от персонала, в части которого решающее значение приобрело формирование правильного отношения.