Согласно аудиту Госконтроля, решение Рийгикогу создать в 1993 году государственный фонд VEB Fond не было выполнено в соответствии с требованиями. В деятельности Банка Эстонии и руководимого им фонда VEB были существенные недостатки – как при создании фонда и ведении реестра требований, так и в организации управления фонда.
Среди прочего комиссия выяснила, что представленная в пояснительной записке Рийгикогу информация об общей сумме, замороженной в банке ВЭБ, была верна, однако обстоятельства распределения этой суммы между самими банками и вкладчиками неясны. Неизвестно, как было принято решение, что в банке ВЭБ заморожены 533,5 млн крон банковских денег и 357 денег вкладчиков. Большинство документов, сохранившихся в архиве, не подтверждают такое распределение.
С сертификатами фонда ВЭБ проводились неясные сделки. 92% из этих сделок, произведенных при неизвестных обстоятельствах, произвел Банк Эстонии и Северо-Эстонский банк (PEP). Например, PEP продал предприятию, связанному с TSL International, сертификаты на один миллион долларов, которых у банка на самом деле не было. Это показывает, что надзор Банка Эстонии за реестром ВЭБ был недостаточным.
Предприятие TSL International получило от банка ВЭБ 32,3 млн долларов с замороженных корреспондентских счетов эстонских банков при помощи Эстонского государства. Предпосылки для получения денег были созданы официальным письмом, отправленным в 1995 году Банком Эстонии и содержащем ложные данные. В ходе аудита Госконтроля не было выяснено, кто составил это письмо. Изначальное письмо, сохранившееся в архиве, было с верными данными, однако позже его изменили. Письмо было составлено намеренно.
Составители письма были уверены, что предприятию TSL International впоследствии удастся приобрести сертификаты правительства Эстонии и Банка Эстонии. Госконтроль не знает, получили ли какую-либо прибыль те, кто с эстонской стороны помогал TSL International получить деньги.
У Госконтроля нет доказательств, что государство понесло финансовый ущерб из-за составления письма с ложными данными. В то же время Банк Эстонии подставил этим поступком государство под большой риск. Если бы Россия решила освободить деньги, и TSL International не скупил бы сертификаты, письмо дало бы России право не возмещать Эстонии половину замороженных денег.
В числе прочего, в результате аудита было выяснено, что примерно 80% замороженных в банке ВЭБ 890,5 миллионов крон поступило на счета эстонских банков после их замораживанияв 1992 году. По состоянию на 01.01.1992, когда ВЭБ заморозил деньги, на счетах двух банков в ВЭБ было в общей сложности валюты на 176,5 млн. эстонских крон (по курсу денежной реформы 20.6.1992, поскольку на 01.01.1992 эстонской кроны ещё не было). Другими словами, когда ВЭБ блокировал деньги, находившиеся на счетах эстонских банков, у UBB и PEAP в ВЭБ было в пять раз меньше денег, чем в конце.
Также выяснилось, что замораживание не означало полной остановки поступлений и выплат. После заморозки, то есть в течение 1992 года, на счета Банка Эстонии в ВЭБ поступило 59,9 млн. долларов США и было выплачено 14,3 млн. долларов США (здесь указаны долларовые поступления и выплаты, поскольку они составляли большую часть валютных вкладов банков). Госконтролю неизвестно, на каких условиях ВЭБ позволил выплаты с заблокированных счетов.
Похожие статьи
Полиция безопасности (КаПо) отказалась обнародовать имена человека или людей, забравшего или забравших в 1998 году в одной из банковских контор Санкт-Петербурга 20,5 миллионов долларов фонда Внешэкономбанка (ВЭБ).
Следственная комиссия Рийгикогу, закончившая работу по ВЭБ-фонду, делала на заседаниях как звукозаписи, так и рукописные пометки, но их не сохранили во избежание попадания третьим лицам.
В четверг был опубликован аудит госконтроля по делу фонда VEB, а в следующую среду будут представлены результаты работы парламентской комиссии, расследующей ту же тему. По словам руководителя комиссии Райнера Вакра, руководство Банка Эстонии в 90-х вело себя высокомерно и не было способно оценивать риски.
Покупка недвижимости в Дубае с целью получения пассивного дохода или оформления вида на жительство доступна, не выходя из дома. В этом интервью Игорь Кинг расскажет о динамично развивающемся рынке недвижимости в Арабских Эмиратах, возможностях, которые он предлагает инвесторам, и причинах, по которым приобретение жилья для аренды здесь является выгодным решением.