Весьма оживлённую дискуссию вызвали заявления в Postimees бывшего министра финансов, а ныне депутата от правящей реформистской партии Айвара Сыэрда о том, что эстонские банки могли бы делиться прибылью.
За последние три года банки заработали «хорошую» прибыль - свыше миллиарда евро, но при этом они практически не выплачивали дивиденды акционерам, а соответственно, и подоходный налог государству. Сыэрд считает, что неплохо бы это как-то исправить. Вспомнили, в том числе и о том, что, может быть, было бы правильно отказаться от нынешней системы, при которой с нераспределённой прибыли подоходный налог не взимается.
Большинство отзывов на заявления Сыэрда были резко негативные, и по мнению ДВ, такое их неприятие более чем оправданно.
Дело здесь не только в том, что негоже государству делить чужую прибыль или, тем более, проявлять дифференцированный подход к разным предприятиям в плане порядка налогообложения прибыли. Это, кажется, даже не повод для дискуссии. Ничего принципиально не меняет и тот факт, что зарабатываются эти прибыли почти на всех нас, ибо без банковских услуг сейчас практически не обойтись.
Исходя из этой логики можно предъявлять претензию к любому действующему в Эстонии предприятию, если ему вдруг посчастливится хорошо заработать.
Тот факт, что скандинавские банки предпочитают не изымать прибыль со своих эстонских дочек, – это однозначно позитивный фактор, который с точки зрения государства скорее даже перевешивает гипотетический негатив от недополученного налога на прибыль.
Прибыль – это источник пополнения собственного капитала предприятий. А когда прибыль растёт существенно быстрее, чем объём кредитного портфеля, то речь идёт об укреплении баланса банка. Значит, наши кредитные учреждения стали за эти годы заметно устойчивее и надёжнее.
Статистика Банка Эстонии свидетельствует, что в посткризисные годы сводный остаток кредитов, выданных эстонским предприятиям и частным лицам либо снижался, либо если рос, то незначительными темпами. Между тем объём депозитов эстонских резидентов достаточно стабильно растёт. Тем не менее пока объём депозитов ещё значительно меньше суммарного кредитного портфеля. Разницу покрывает внешнее финансирование и собственный капитал.
То, что банки не распределяют прибыль в числе прочего, означает, что Эстония всё меньше зависит от внешнего финансирования и возможных потрясений на глобальных финансовых рынках.
К счастью, министр финансов придерживается аналогичного мнения и совершенно не поддерживает мысль своего товарища по партии.
Не кажется правильной и идея вернуть подоходный налог с прибыли с момента его возникновения, а не распределения. Мы солидарны с мнением Союза налогоплательщиков, что нынешняя система достаточно эффективна и не факт, что её изменение даст на самом деле позитивный эффект.
Напомним, что налог с прибыли у нас отнюдь не отсутствует и ставка налога далеко не самая низкая в Европе. Только обязательства по его выплате возникают лишь в момент распределения прибыли. Такая система обеспечивает исключительную простоту учёта, контроля и администрирования как для предприятий, так и для государства.
На самом деле во всех странах имеются те или иные налоговые льготы для инвестиций, но у нас эти льготы вступают в силу как бы по умолчанию. Захотел дивидендов – льгот лишился. Безусловно, наша система даёт определённые возможности для злоупотреблений законом, и такие факты безусловно имеют место. Но и у налоговой есть весьма эффективный метод борьбы с этим – аннулирование так называемых притворных сделок.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Банки уже на протяжение многих лет не платят государству ни цента со своих сверхприбылей. Член финансовой комиссии Рийгикогу Айвар Сыэрд хочет изменить ситуацию.
Есть ирония в том, что партия, стоящая якобы за развитие бизнеса, хочет сделать шаги по восстановлению подоходного налога для предприятий, начав с банков – так бизнесмен и политик Тынис Пальтс прокомментировал предложение Айвара Сыэрда о добровольной выплате банками подоходного налога.
На протяжении последних лет банки не платят государству ни цента со своих сверхприбылей. ДВ поинтересовались у экспертов - хорошо это или плохо, что банки в Эстонии не выплачивают дивиденды?
Министр финансов Швеции Андерс Борг не доволен тем, что банки страны принимают решения о повышении дивидендов. По мнению политика, увеличение дивидендов означает, что банки не способны к ответственности.
31 января состоится День цифровой уборки компании Telia. Давайте вспомним, как в этом году Силы обороны Эстонии провели цифровую уборку, в ходе которой из ИТ-систем и устройств были удалены десятки терабайт цифрового мусора.