• OMX Baltic−0,03261,6
  • OMX Riga−0,42865,92
  • OMX Tallinn−0,031 696,8
  • OMX Vilnius0,03986,19
  • S&P 500−1,735 408,42
  • DOW 30−1,0140 345,41
  • Nasdaq −2,5516 690,83
  • FTSE 100−0,738 181,47
  • Nikkei 225−0,7236 391,47
  • CMC Crypto 2000,000,00
  • USD/EUR0,000,9
  • GBP/EUR0,001,18
  • EUR/RUB0,0099,85
  • OMX Baltic−0,03261,6
  • OMX Riga−0,42865,92
  • OMX Tallinn−0,031 696,8
  • OMX Vilnius0,03986,19
  • S&P 500−1,735 408,42
  • DOW 30−1,0140 345,41
  • Nasdaq −2,5516 690,83
  • FTSE 100−0,738 181,47
  • Nikkei 225−0,7236 391,47
  • CMC Crypto 2000,000,00
  • USD/EUR0,000,9
  • GBP/EUR0,001,18
  • EUR/RUB0,0099,85
  • 21.12.12, 08:11
Внимание! Этой статье более 5 лет, и она находится в цифировом архиве издания. Издание не обновляет и не модифицирует архивированный контент, поэтому может иметь смысл ознакомиться с более поздними источниками.

Гордый эстонский парень

Если бы Тоомас Хендрик Ильвес и не стал президентом Эстонской Республики, то всё равно являлся бы одним из наиболее влиятельных и уважаемых политиков страны, учитывая уверенный курс на нордический стиль демократии и на полное слияние с Евросоюзом и НАТО...
На его принципы и ценности не повлияли ни занимаемые после приезда в Эстонию должности, ни отказ от гражданства США, ни назначение послом (с 1993 по 1996 посол Эстонии в США, Канаде и Мексике), ни пост министра иностранных дел (1996-1998 и 1999-2002), ни даже статус главы некоторых про-западных политических партий, массово прозываемых «белыми партиями» и включающих в себя социал-демократов.
Он был избран в Европейский Парламент в 2004-м году как член социал-демократической партии. В отличие от многих других политиков восточной Европы, Ильвес никогда не был замешан в коррупционных скандалах, не пристраивал по знакомству на должности, ни разу не обвинялся в использовании политики ради личной выгоды.
В таком свете неудивительно, что его переизбрали на второй президентский срок (первый был в 2006-м году) в первом же туре голосования, и что он является одним из наиболее популярных политиков не только в Эстонии, но и во всей Прибалтике. Всё это благодаря не только политической отваге и опыту, но и тому, не поддающемуся объяснению качеству, которое сразу выделяет людей из толпы, но при этом является очень и очень редким: стилю.
В мае 2012-го года ROgas Laiks взяли интервью у Тоомаса Хендрика Ильвеса, выдержки из интервью приведены ниже:
Вы упоминали, что быть президентом означает интеллектуальную ответственность. Нельзя ли поподробнее?
— Цитируя Владимира Набокова: все, что могу теперь – это играть словами. У нас очень, очень парламентская система: у президента нет исполнительной власти, так что если хочешь делать что-то большее, чем перерезать ленточки, нужно очень тщательно обдумывать, что ты говоришь людям.
Я подолгу и тщательно работаю над своими речами, я посвящаю много времени написанию статей, в том числе много публикуюсь за границей, потому что хочу, чтобы Эстония присутствовала на карте мира. К примеру, мое эссе было опубликовано в Policy Review. Напечататься в нем – уже большое дело, и теперь читатели этого весьма влиятельного журнала скажут: «Ага, из Эстонии, стало быть, это место, серьезное в интеллектуальном отношении».
Отвечая на вопрос журналиста о демографии, Ильвес рассказал о своей инициативе «Таланты, возвращайтесь домой!»...
— Примерно можно перевести как: «Таланты, возвращайтесь домой!» Была идея свести людей с эстонскими работодателями, которые нуждаются в работниках. К примеру, ваша компания экспортирует что-то в Нидерланды, и вам нужен говорящий по-голландски работник. Так вот, перед тем, как искать какого-нибудь голландца, может быть, мы можем поискать нашего студента в Гааге, которому нужна работа.
Но все, конечно же, возмутились, что я включил в название слово «таланты», ну знаете, мол, «у меня нет таланта, так я вам и не нужен». Это типично для Восточной Европы – невозможно сделать ничего хорошего и позитивного, сразу же обольют грязью. И в Латвии так же.
У нас относительно высокий уровень безработицы, чуть ниже десяти процентов, но настоящая проблема в том, что в результате колоссальной реструктуризации наших экономик, начиная с 1991-го, да и потом, в 2007-м, мы столкнулись с нехваткой квалифицированных кадров. То есть, с одной стороны, у нас проблема относительно высокого уровня безработицы среди людей, имеющих недостаточно навыков, в то время как наши работодатели жалуются на нехватку образованных работников – тех, которые способны программировать компьютеры.
Во времена самой большой безработицы, когда она достигала 17–18%, люди в IT-отрасли говорили мне, что им по-прежнему недостает примерно 500 человек в год. В IT безработицы не было ни разу. С этой проблемой мы все столкнемся, если народ продолжит учиться на государственных управляющих, менеджеров, не говоря уже о специалистах по связям с общественностью или журналистах.
В общем, если студенты будут избегать естественных наук и математики, то проблема никуда не денется. Если у меня и есть что сказать людям в Эстонии и где бы то ни было: «Вы хотите иметь работу в старости? Учите математику!» Просто необходимы знания в точных науках. Посмотрите на опыт эстонцев и латышей, оказавшихся на Западе после Второй мировой войны, – у кого была работа? У инженеров! Фактически в детстве я не знал ни одного эстонца – не инженера.
У моего отца был друг, выучившийся в свое время в Тарту на юриста. Он оказался в Швеции, а потом переехал в США. Но кем вы можете работать, будучи специалистом по эстонскому праву? Так что он снова пошел учиться и стал инженером. И у него потом была прекрасная работа, красивый загородный дом. Знаете ведь, чего хотели все балтийские эмигранты? Сначала купить машину, потом купить кусочек земли, чтобы на Лиго жарить там себе селедку в тишине и покое.
— О цифрах, как выиграла Эстония от введения евро и были ли от этого какие-то потери? Что-либо, что люди воспринимают как потери?
— У меня только что была долгая встреча с двумя нашими лучшими финансовыми аналитиками, и я им задал точно тот же вопрос, что и вы мне сейчас. И, если коротко, ответ был тот же, что и год назад – рост инвестиций. Самое важное, что был устранен висевший над нами дамоклов меч девальвации. Инвестиции вернулись – не потому, что евро такой замечательный, но потому, что инвесторы очень боялись девальвации кроны и выводили деньги, они боялись их потерять. А когда есть евро, девальвация не грозит. Это все положительный эффект.
Инфляция в прошлом году, надо признать, была высокой, но это не из-за присоединения к еврозоне, а из-за стоимости энергии, особенно стоимости энергии в Балтийском регионе, поскольку цена на газ в Центральной Европе снизилась, а в нашем регионе проблемы с газом подняли цены.
На самом деле, с евро проблем нет, проблемы есть в еврозоне. Но что важно – кризис еврозоны не скажется на вас слабее, если вы в нее не входите. Фактически есть возможность, что вы пострадаете даже сильнее. Кристин Лагард говорила об этом еще год назад: первыми жертвами греческого кризиса окажутся страны Восточной Европы, не входящие в еврозону.
Поскольку банки в большинстве этих стран-участниц в Восточной Европе и даже дальше, например, на Украине – это банки стран еврозоны: австрийские, финские, даже если это шведские банки, то все равно они доверяют еврозоне и не доверяют другим регионам. И значит, кредиты, выдаваемые в странах, не входящих в еврозону, иссякнут быстрее. Конечно же, это пропаганда евро, сами понимаете! Но я ей верю. Я считаю, что и для Латвии жизненно важно вступить в зону евро, это необходимо для полной интеграции в Европу. Полный текст интервью можно прочитать на Imhoclub.
Autor: dv. ее

Похожие статьи

  • ST
Content Marketing
  • 04.09.24, 14:02
5 причин, почему вам нужны брендовые парфюмы
Парфюм — такой же элемент образа, как сумка или туфли. Он придает уверенность в себе, поднимает настроение и вдохновляет. Но так сложилось, что многие экономят на духах и вместо оригинальной продукции покупают реплики или товары неизвестных марок. А зря.

Сейчас в фокусе

Подписаться на рассылку

Подпишитесь на рассылку и получите важнейшие новости дня прямо в почтовый ящик!

На главную