С момента введения евро в Эстонии значительно увеличилась воспринимаемая людьми инфляция, то есть мнение людей о том, насколько большим был рост цен.
Фактическая инфляция была значительно ниже, отмечает экономист Банка Латвии (БЛ) Рамуне Римгайлайте.
Такая ситуация характерна не только для Эстонии. В других странах, которые ввели евро, дело обстояло подобным образом. «Основные причины скрываются, скорее всего, в человеческой психологии. Возможно, поэтому, замечая увеличение цен в магазинах, мы уделяем этому факту больше внимания и запоминаем его дольше, чем те случаи, когда цены не менялись или понижались», – отметила экономист.
Многие исследования показали, что людям свойственно преувеличивать прирост цен. Например, итальянские исследователи, опросив жителей после введения евро и сравнив полученные результаты с ценами на товары и услуги, пришли к интересному заключению. Попросив сравнить конкретные цены до и после введения евро они констатировали, что в памяти людей цены в итальянских лирах практически во всех случаях были гораздо ниже, чем фактические цены до введения евро, пишет
BNN-News.«Эту ситуацию хорошо характеризует поговорка «когда мы росли, трава была зеленее». В памяти людей остался уровень цен, который был на протяжении нескольких лет до введения евро, поэтому возникает ощущение, что введение евро значительно повысило его. Фактически, цены повысило не само введение евро, а предшествующая этому инфляция в Италии», – сказала Римгайлайте.
Экономист также отметила, что в Эстонии в 2011 году, как и в Латвии, рост инфляции по большому счету был вызван скачком уровня мировых цен на продовольствие и энергоресурсы. В 2011 году в Эстонии стоимость энергии выросла на 8,5%, цены на продукты питания – на 9,5%, а инфляция, не считая влияния роста цен на энергию, продовольствие, алкоголь и табак, составила 2,9% — это считается умеренным приростом.
Поэтому введение евро, которое совпало с глобальным ростом цен, часто и необоснованно принималось за причину повышения цен в Эстонии. Различные расчеты свидетельствуют о том, что введение евро в январе 2011 года добавило к инфляции в Эстонии всего 0,2-0,3%.
Римгайлайте также процитировала эстонского банкира Индрека Нейвелта, который сказал, что период кризиса лучше всех переживают не самые сильные, а те, кому проще подстроиться под новые условия жизни. «Эстония, Латвия и Литва – из тех стран ЕС, экономика которых лучше адаптируется в новых условиях. Продолжая разумное управление бюджетом и двигаясь в направлении выполнения Маастрихтских критериев с целью введения евро, мы будем в более выгодной ситуации», – убеждена экономист.
Autor: dv. ее
Похожие статьи
Если мы считаем, что инфляция – это удел быстро развивающихся стран (и Эстонии), то на самом деле она затрагивает...
Многие семьи в Эстонии порой оказываются в сложных жизненных обстоятельствах. Но даже небольшая помощь способна существенно облегчить их положение и дать надежду на лучшее. В этом году компания
Wallester присоединилась к важной благотворительной инициативе, став партнером фонда
Naerata Ometi. Миссия этой организации проста – не оставлять людей наедине с их бедами.