Когда политик берет на себя роль глашатая передовых моральных норм, выходящих за рамки норм юридических, ему стоит быть готовым, что предложенные стандарты могут применить и к нему самому. Именно это произошло сейчас с премьер-министром Каей Каллас, пишет журналист ДВ Алексей Шишкин.
- Скандал с компанией супруга Каи Каллас, осуществляющей перевозки в Россию, лежит в плоскости не юридической, а моральной и репутационной. Foto: Andras Kralla
Для начала попробуем очистить скандал с фирмой мужа премьер-министра от шелухи мнений и комментариев, оставив только факты.
Транспортная компания Stark Logistics, миноритарным совладельцем (24,8%) которой является Арво Халлик, супруг Каи Каллас, в 2022-2023 годах продолжает перевозки в Россию. Клиентом, в интересах которого осуществлялась доставка, была эстонская фирма AS Metaprint, которая в свою очередь является мажоритарным совладельцем Stark Logistics.
По данным Eesti Päevaleht, уже после начала вторжения в Украину Metaprint продала в Россию товаров на 17 млн долларов. Еще одна важная для дальнейших трактовок деталь. В июне 2023 Кая Каллас одолжила 350 000 евро фирме своего супруга Novaria Consult, которая, согласно коммерческому регистру, предоставляет финансовые услуги. Халлик является единственным собственником Novaria Consult, и именно через эту фирму владеет почти четвертью Stark Logistics.
Строго говоря, нарушения закона здесь нет. Никто на сегодня не уличил Metaprint или Stark Logistics в нарушении санкционного режима или, например, сокрытии доходов. Можно даже предположить, что Арво Халлик будучи в фирме лишь младшим совладельцем не оказывал решающего влияния на политику указанных фирм. А Каллас действительно могла одалживать мужу деньги, не вникая в суть коммерческой деятельности его компании и партнеров. Хотя, для публичного политика такой подход может показаться опасной небрежностью.
Основная проблема кроется в неформальной плоскости. А именно в том, что озвученный сюжет будто бы позволяет заподозрить госпожу премьер-министра в своекорыстном лицемерии и даже ханжестве.
Ведь именно Кая Каллас всегда выступала за расширительное толкование ограничений на торговлю с Россией.
В конце 2022 года, когда выяснилось, что государственная железнодорожная компания Operail продолжает получать выгоду от неподсанкционных операций с Россией и Беларусью, правительство Каи Каллас как представитель собственника призвало железнодорожников переоценить этичность и отказаться от таких деловых отношений, заменив их новыми направлениями бизнеса.
В майском
интервью уже лично премьер-министр обвинила эстонских предпринимателей в лицемерии из-за того, что те якобы продолжают торговать санкционной продукцией с РФ через Киргизию, Казахстан и другие страны: «Вы громко кричите: "Украина, Россия, безопасность…". А сами тайно договариваетесь с Москвой». Она жаловалась, что ей приходится буквально «умолять» эстонские фирмы не вести дела с Россией. При этом речь шла уже не только о санкционных товарах.
«Когда началась эта война, как вы помните, было довольно много компаний, которые не попали под санкции, но ушли из России, потому что (продолжать бизнес в России) было бы неправильно. В самом начале я сказала, что мы все должны найти свой собственный моральный компас – что правильно, а что нет».
Она назвала «прискорбным», что эстонские фирмы продолжают поставлять в РФ те группы товаров, которые находятся вне санкционных списков. «Если мы хотим, чтобы эта война закончилась и не распространялась дальше, то нам всем придется приложить усилия. Неправильно, если кто-то пытается этим воспользоваться», – отметила премьер.
Кажется, из приведенных цитат можно составить вполне ясное представление о политике и взглядах главы реформистов по интересующему нас вопросу.
При этом нужно проговорить и еще один аспект. Транзит товаров из Европы на восток через территорию страны был важной отраслью эстонской экономики веками, если не тысячелетиями. Едва в Тарту в 1921 году был заключен мирный договор, еще до признания СССР ведущими мировыми державами, бойкая Эстония уже начала активно торговать с Советской Россией, обеспечив быстрый рост национального ВВП. Наряду с «белым» рынком транзита всегда существовал «серый» и «черный». Книги и музеи в Эстонии рассказывают о предприимчивых капитанах, возивших товары в Петроград даже вопреки прямым запретам. Да что там, мне даже лично удалось пообщаться с женщиной, которая нелегально носила товары из Эстонии в Россию еще в 1930-х.
Я напоминаю об этом только потому, что хочу подчеркнуть: для Эстонии положение «тупиковой станции» на дальнем востоке Европы не является комфортным и естественным. Об этом стоит помнить, настраивая свои моральные компасы. Простая на первый взгляд идея «Больше ничем не торгуем с Россией», при всем своем моральном блеске, на самом деле заставляет немалую часть бизнеса вставать с ног на голову, одновременно жонглируя неоплаченными счетами. И если у политика есть воля и вера в правильность такого курса, это не только приносит ему очки в избирательной гонке, но и налагает большую ответственность.
Античный историк Плутарх рассказывал, что когда по Риму поползли слухи о том, что молодая супруга Гая Юлия Цезаря изменяет главе государства, тот развелся с ней, дабы даже тень подозрения не омрачала его власть. «На жену Цезаря не должна падать даже тень подозрения», - якобы заявил Верховный понтифик.
Я далек от того, чтобы требовать таких же радикальных мер от четы Каллас. Но, когда берешь на себя роль глашатая передовых моральных норм, выходящих за рамки норм юридических, стоит быть готовым к тому, что предложенные стандарты могут применить к тебе самому.
Стремление к максимальному разрыву торговых взаимоотношений с Россией на фоне вторжения в Украину, опережающее уже введенные на бумаге санкции, несомненно, морально оправдано. Но оно требует серьезных жертв от по меньшей мере десятков тысяч жителей Эстонии. А значит застрельщики такой политики, а также, да, и их супруги, должны заранее убедиться в собственной безупречности.
И даже тень подозрения в неискренности наносит репутации курса Каллас урон, последствия которого могут быть куда шире, чем закат ее личной политической карьеры.
Похожие статьи
По мнению Керсти Кальюлайд, занимавшей с 2016 по 2021 год пост президента Эстонии, политический скандал Каи Каллас дает основания обвинять Эстонию в некотором лицемерии.
"Я по-прежнему считаю, что любые бизнес-отношения с Россией должны быть прекращены", – заявила на пресс-конференции правительства премьер-министр Кая Каллас, оказавшаяся в центре скандала.
Приоритет каждой организации – это безопасность труда и ее сотрудника, ведь безопасная рабочая среда предотвращает травмы и обеспечивает производительную, эффективную работу. Очень важно выбрать для работника специальную подходящую обувь, исходя из анализа рисков конкретной компании. Какие факторы следует учитывать при выборе обуви, рассказывает Мартин Локк, заведующий магазинов спецодежды и СИЗ Grolls.