В последние дни немало шума наделал коалиционный договор в той его части, что касается повышения налогов. Коалицию обвинили во всех грехах, многие предприниматели в шоке и с большим апломбом критикуют и иронизируют над решением правительства, пишет доктор экономических наук, ассоциированный профессор Stockholm School of Economics Петер Зашев.
- Петер Зашев. Foto: Личный архив
Государство стоит дорого
Во-первых, хочу отметить, что хорошее государство стоит дорого. Квалифицированные врачи, учителя, судьи, полицейские, военные, администраторы и т.д. стоят вполне реальных денег. Мы ведь не хотим, чтобы услуги нам оказывал так себе врач или так себе армия, или так себе суд?
Многие дополнительные расходы, которые потребовали поднятия налогов, не придуманы правительством.
Во-вторых, многие дополнительные расходы, которые потребовали поднятия налогов, не придуманы правительством. Во времена коронавируса многие люди и предприятия требовали и получили финансирование. Цены на энергоносители, подскочившие во многом в результате агрессии путинского режима, вызвали необходимость платить компенсации домохозяйствам. В плане соседа нам не повезло: через реку от нас не только уродливое тоталитарное государство, но и реальная угроза. С таким соседом необходимо быстро и значительно больше тратить денег на оборону. Все эти изменения во внешней среде не придуманы правительством, но требовали и требуют существенных дополнительных средств. У правительства нет своих денег – все эти деньги наши, налогоплательщиков. И их, на данный момент, не хватает.
Это подводит меня к третьему, главному аргументу. Многие владельцы бизнеса, предприниматели и политики в Эстонии ментально застряли в парадигме двадцатилетней давности, а именно «основа нашей конкурентоспособности – низкие налоги и привлекательно умеренная (читай: просто низкая) оплата труда». Такое мышление никому не поможет, на нем не построить ни более успешной бизнес-модели, ни более успешного государства.
Швеция, Финляндия, Дания – все это примеры стран с высоким налогообложением, стандартом жизни и индексом счастья. Причем, обратите внимание, оттуда не уехала промышленность, не убежал IT-сектор или инвесторы, развиваются стартапы и т.д. Т.е., видимо, высокие налоги не убивают их конкурентоспособность, а даже наоборот.
Эстония - не бедная страна и, дай бог, такой уже никогда не будет. Если посмотреть на
Евростат, в плане заработной платы в ЕС за нами следует не одна и не две, а десять стран. Это двоякая ситуация. С одной стороны, в многих трудоемких отраслях мы не сможем быть конкурентными (вспоминается судьба Кренгольма в Нарве). С другой, страны с более высокими доходами продолжают быть привлекательными для и так ограниченной рабочей силы (это касается производства, услуг, строительства и т.д.), в результате мы теряем людей.
В какой-то степени это результат известной ловушки среднего дохода – ситуация, когда простейшие преимущества страны (например, рабочая сила уже не дешева, но при этом недостаточно квалифицирована, а инвестиции недостаточно большие и недостаточно умные и т.д.) на данный момент уже несколько исчерпаны.
Что делать бизнесу?
Кажется очевидным, что каждый владелец бизнеса и предприниматель должен мыслить стратегически и думать, как и на чем строить свою будущую конкурентоспособность.
Необходимо переосмысление бизнес-модели, логики на основе которой мы зарабатываем.
В первую очередь, необходимо переосмысление бизнес-модели, логики на основе которой мы зарабатываем. Кстати, целая серия исследований и анализов показывает, что лучшую отдачу в плане увеличения прибыльности мы получаем как раз за счет изменения бизнес-модели.
Во-вторых, следует осознать, что дешевая рабочая сила давно не является и не может быть основой нашего конкурентного преимущества. Следовательно, должно быть меньше людей да лучше, а значит, необходимо инвестировать в автоматизацию, дигитализацию и общую оптимизацию бизнес-процессов.
Необходимо непрерывное старание и желание подняться наверх в международной цепочке добавленной стоимости. Делать то, что сложнее, делать то, что дороже.
Необходимо развивать свой собственный бренд, поскольку клиенты готовы платить больше, когда понимают, какую пользу и/или удовлетворение им дает этот бренд.
Следует искать иностранные рынки и наращивать связи с международными поставщиками.
Все это требует стратегического мышления владельцев и/или топ-менеджмента, инвестиций (необязательно больших) и времени. Предприниматель должен задуматься о том, что надо начать делать/изменить сейчас, чтобы быть более успешными через год, два, пять. В моем субъективном восприятии сейчас у многих такое стратегическое мышление несколько отсутствует. Нет долгосрочной стратегии, а предпринимаются тактические движения, которые, может, и помогают выжить, но не сильно помогают развиваться. Зачастую на практике это означает поиск добавленной стоимости и конкурентного преимущества за счет низкой оплаты труда (прямо как у Маркса) и невысоких налогов. И то, и другое - временно, неустойчиво, нелогично и в долгосрочном плане неразумно.
Что делать политикам?
Политики должны определиться и решить для себя, какую модель они продают своим избирателям. Это некая Финляндия или Швеция Light, в которой никто не оставлен за бортом, в которой обученная и дисциплинированная (но дорогая) рабочая сила приносит значимую добавленную стоимость? Или некий условный Гондурас, где богатое и успешное меньшинство не замечает плохие дороги, больницы, госуслуги и море бедных (в 2021 году в относительной бедности в Эстонии жили почти 23% населения, что является рекордным показателем за всю 17-летнюю историю статистики), а основное преимущество основано на дешевизне труда и небольших налогах? А если где-то посередине между двумя этими моделями, то где именно?
Налогоплательщики согласны платить налоги, но только когда они видят, что само правительство, политики, тратят их бережливо и с умом.
Необходимо реформировать систему переквалификации и непрерывного обучения. Мне кажется, она не оптимальна. К примеру, спросите любого значимого работодателя в Ида-Вирумаа – безработица в регионе вроде значительная, а сотрудников не найти. И дело не в уровне зарплат, а в уровне квалификации и мотивации. На фоне всего ЕС в плане непрерывного обучения Эстония смотрится очень достойно, но стоит, наверное, всмотреться в качество процесса и критерии его успешности.
Важно и то, что налогоплательщики согласны платить налоги, но только когда они видят, что само правительство, политики, тратят их бережливо и с умом.
Наши не совсем оправданные требования и ожидания, чтобы правительство не поднимало налоги, не должны служить предлогом и маскировать тот факт, что именно сам бизнес должен думать и развивать свои конкурентные преимущества в непрерывно меняющейся среде.
Похожие статьи
Если правительство повышает налоги, то должна быть вторая сторона медали - сделайте всё для того, чтобы бизнес стал приносить больше денег, считает руководитель компании по продаже строительной техники Entra Grupp Дмитрий Синицын.
Величайшей иллюзией, а вполне вероятно, прямым обманом является утверждение о том, что повышение уровня минимальной зарплаты повлияет на рост благосостояния людей с низкими доходами. Есть твердая уверенность в том, что в реальности все будет с точностью до наоборот, пишет в ответе на опрос читателей ДВ практикующий бухгалтер Елена Кирс.
Новый коалиционный договор не так страшен, как его малюют, но с туристическим сектором обошлись по-свински, считает присяжный аудитор, глава AVL Audiitorteenuste OÜ Вадим Латута.
Предприниматели должны выживать сами, а в повышении налогов и введении новых нет ничего фатального, пишет предприниматель, руководитель Atlasnet Group OÜ Сергей Редкий.
Все компании, занимающиеся хранением, транспортировкой или обработкой товаров, хорошо знают, какой важной инвестицией является покупка вилочного погрузчика. Правильный выбор погрузчика помогает повысить эффективность работы, усовершенствовать рабочий процесс и повысить безопасность труда. Давайте в этой статье рассмотрим, какие факторы следует учитывать, чтобы принять обоснованное решение о приобретении вилочного погрузчика, а в дополнение ознакомимся с трендами и потенциалом будущего.