Маастрихтские критерии, требующие сбалансированного бюджета и ограниченного госдолга, ненаучны, глупы и политизированы, вынуждающие беднейшие страны ЕС финансировать его старых и богатых членов.
- Игорь Грязин депутат Европарламента, Партия реформ Foto: Эрик Прозес
Хорошо ли живут итальянцы? Конечно, хорошо! А греки? Просто отлично! Неплохи дела и у немцев. А у нас? Как-то так.
Наша самая большая беда, о которой нынешняя оппозиция любит твердить, но которую она, к счастью, не может реализовать, сконцентрировано в лозунге: госбюджет должен быть сбалансированным! И я не знаю ни одного своего соратника по партии, способного ответить на вопрос: а почему? Основа хорошей и частично проживаемой за наш счёт жизни как раз в бюджетах, свёрстанных обязательно с дефицитом. По-английски есть классическое выражение: debt becomes before money, т.е. долг старше денег. Причём всегда.
Попросту говоря – деньги печатаются задним числом, когда долг или его вероятность уже налицо. Разговоры о перекладывании долгового бремени на последующие поколения исторически беспочвенны. За неимением лучшего приведу простой и свежий местный пример: когда государство или банк не хочет платить по долгам, оно или он создаёт ВЭБ-фонд и устраивает потом пресс-конференцию, на которой заявляется, что никакого ВЭБ-фонда никогда не существовало.
Так называемые Маастрихтские критерии, требующие сбалансированного бюджета и ограниченного госдолга, ненаучны, глупы и политизированы. Идея в том, чтобы молодые и бедные страны ЕС финансировали старых и богатых членов союза. Но те люди правого склада ума, которые читали азбуку капитализма Милтона Фридмана, сразу скажут вам, что всякий бюджет по сути своей всегда сбалансированный.
Например, если вы обещали при надобности подарить мне 10 евро, то я теперь на эти 10 евро богаче. Если эти 10 евро заняты, то я богаче на то, что я смогу на эти 10 евро совершить – если я куплю молоток и сколочу табурет, то я стану богаче на стоимость этого табурета при продаже.
Важно, что на эти деньги, которые у нас есть и которые будут, вырастут зарплаты учителей, спасателей, работников сферы культуры. То есть их жизнь станет реально лучше.
Следующему правительству следует задуматься над тем, что за штука такая - сбалансированный бюджет в принципе. Дефицит госбюджета Италии составляет 131% от ВВП вместо разрешённых 60%, и они живут хорошо. Они стали жить хорошо, как только послали подальше Еврокомиссию.
Игорь Грязин депутат Европарламента, Партия реформ
Похожие статьи
Облачные услуги Telia – крупнейшей ИТ- и телекоммуникационной компании Эстонии – используют сотни местных предприятий. Основная причина заключается в том, что дата-центры находятся на территории Эстонии, а это значительно снижает риски безопасности, связанные с использованием зарубежных хостинговых услуг.