Интереснее, однако, вопрос, ответа на который мы в ближайшее время не получим: был ли налёт частью более масштабного плана. Очевидно, что армия США не пожертвовала 59 ракетами символически, а продемонстрировала свою мощь и способность наносить точные удары.
Двумя годами ранее Россия выпустила в сторону Сирии 26 аналогичных «Томагавкам» ракет «Калибр» с кораблей Каспийской флотилии. Часть из них не долетела до сирийских целей, упав на территории Ирана.
Трамп – не первый президент США, подкрепляющий свою политику крылатыми ракетами. Билл Клинтон в 1998 году обстрелял «Томагавками» связанные с Усамой бен Ладеном цели в Афганистане и Судане после нападений на посольства США в Кении и Танзании. В результате, как позже отметил Джордж Буш-мл., ракетами стоимостью в миллионы долларов были уничтожены палатки и верблюды где-то в пустыне. Через три года случился теракт 9/11, который подвиг Буша на триллионные авантюры в Афганистане и Ираке. Дестабилизация Ирака и дала нам сегодняшнюю Сирию.
Трудно поверить в то, что у Трампа есть реалистичный план вновь «собрать» из осколков Сирию. Одно импульсивное движение в Сирии оборачивается каскадом необратимого влияния на всю мировую политику – прежде всего на отношения США с Россией. Линию в отношении НАТО Трамп до последнего времени оставлял на попечение госсекретаря и министра обороны. Теперь можно ожидать роста значения альянса и возвращения традиционного противостояния с Москвой на всех фронтах.
При таком раскладе никакого решения для Сирии не просматривается. Возможности одна хуже другой: верх одержит вооружённым путём либо экс-социалистическая диктатура Асада, либо революционный террор Исламского государства. Но поскольку первая слаба, а второму не дадут взять власть, то предсказуемо сохранится статус-кво с тысячью с лишним воюющих группировок.Две возможности есть также у США и Трампа: либо подобно России ерошить вихры гражданской войны в Сирии, либо пытаться работать во имя мира. Что предполагает тесные дипломатические контакты с наиболее значительными политическими силами региона и существенное наземное вмешательство.
Для Эстонии тут немало тем для размышления. Во-первых, Трамп человек импульсивный, и нам остаётся надеяться, что ошибаются те, кто утверждает в западных СМИ, что департамент информации шпионил за ним. Во-вторых, у Трампа должно возникнуть серьёзное желание найти решение для Сирии. Мы тоже должны считаться с ситуацией, когда придётся одновременно много вкладывать как в местную оборону, так и в экспедиционные силы на Ближнем Востоке.